Случалось ли с вами так, что контент не находил ожидаемого отклика подписчиков? И текст вроде бы написали точный, и фото сделали интересное, для риллса подобрали эстетические кадры, нашли трендовую музыку. Уверены: в этот раз публикация попадет в самую цель, насобирает кучу лайков и комментариев, увеличит вовлеченность фолловеров. А потом выкладываете пост в Instagram, и… ничего. Вдобавок прежней активности в профиле как не бывало.
Если раньше вас постигала подобная ситуация или проблема с охватами в Instagram возникла сейчас, вполне возможно, что на вашу учетную запись наложены штрафные санкции, или, как называют это явление, — теневой бан.
Что такое теневой бан и действительно ли он существует?
Теневой бан (от англ. shadow ban) — это автоматическое искусственное снижение приоритетности выдачи контента в ленте Instagram. В результате блокировки происходит снижение позиций контента в выдаче.
Теорию теневого бана впервые выдвинули пользователи Instagram в 2016 году. Однажды американский фотограф заметил, что его пост не показывается в ленте поиска по хештегам.
Такое же начало встречаться с публикациями других пользователей. Контент не удалялся с платформы, но его нигде не было видно, кроме собственного профиля. Пользователи связали это явление с обновлением, в котором приложение переходило с хронологической ленты выдачи контента на алгоритмическую и назвали его теневым баном.
Администрация социальной сети отрицала наличие каких-либо скрытых ограничительных мер в системе. На фоне огласки в 2016 году разработчики собрали конференцию в Сан-Франциско: назвали теневой бан выдумкой пользователей, не способных естественным путем увеличить прирост подписчиков или охвата контентом.
Однако в июне 2021 года в блоге Instagram вышла статья Адама Моссери «Проливая больше света на то, как работает Instagram». В ней глава платформы разъясняет принципы работы алгоритмов, согласно которым строится новостная лента.
Instagram использует специальные алгоритмы выдачи контента. Причем их целых три:
- для новостной ленты и сторис,
- для раздела «Интересное»,
- для риллс.
В основу каждого алгоритма заложены определенные характеристики, по которым происходит ранжирование контента. Например, для категории риллс алгоритм определяет активность, историю взаимодействия пользователя с автором видео, информацию о риллсе и пользователе, распространившего ролик. Таким образом социальная сеть отбирает контент, более интересный отдельному пользователю.
Главная цель Instagram — не продвигать контент, ваш или конкурентов, а удерживать пользователей на платформе как можно дольше. А на это оказывает непосредственное влияние контент, который они потребляют. Учитывая существование прямого конкурента Instagram — социальной сети TikTok — алгоритмы всеми путями пытаются предлагать пользователям то, что они хотят увидеть.
В официальной документации Instagram нет термина «теневой бан». Хотя, как утверждают некоторые пользователи, служба поддержки использует его в корреспонденции по соответствующим ситуациям. В своей статье Моссери показательно берет термин в кавычки.
Как показывает практика, теневой бан вполне реальное явление. Возможно, с технической точки зрения оно имеет другое название, но суть не меняется: Instagram банит страницы и публикации пользователей за нежелательный контент, который не всегда является запрещенным.
Признаки теневого бана
Почему не следует отождествлять теневой и обычный бан? Бан за нарушение политики сообщества является юридическим действием, регулируемым правилами. Обычно пользователь получает уведомление о несоответствии контента или действий. Проверить, находится ли страница в бане, можно так.
Перейдите «Настройки» → «Учетная запись» → «Статус учетной записи».
Если вы когда-нибудь публиковали контент, нарушающий правила сообщества, здесь появится соответствующая информация.
При теневом бане Instagram налагает санкции на профиль без предупреждения о принятых мерах.
И в первом, и во втором случае бан имеет определенные признаки, которые легко распознать:
- снизились просмотры;
- исчезла активность подписчиков;
- упали охваты публикациями;
- не работают низкочастотные тэги;
- контент не отображается по геолокации;
- аккаунт не находится в поиске.
Проверьте, действительно ли аккаунт находится в теневом бане, можно с помощью статистики и вручную.
Выделите профессиональную панель профиля и сравните показатели. Если статистика за предыдущие 2–3 дня резко просела по сравнению с прошлым периодом, по всей вероятности, вы находитесь в теневом бане.
Тогда переходим к ручной проверке. Это можно сделать несколькими способами:
1. Проверка по низкочастотным хештегам
Добавьте к публикации хэштег с низким уровнем частотности (если такой уже есть, переходим к следующему шагу). Перейдите на вкладку поиска по хештегам и введите ключевую фразу. Если ваше сообщение не отображается в поиске, «поздравляем» — вы в теневом бане.
2. Проверка по геолокации
Перейдите на вкладку поиска по геолокации. Введите местоположение из вашей последней публикации. Профиль, попавший в теневой бань, не будет показываться в ленте.
3. Проверка с помощью поиска
Введите имя аккаунта в поиске. Если система не находит вашу учетную запись, на нее наложен теневой бан.
Проверим на наличие теневого бана аккаунта @ezem.agency.
Проверить наличие бана можно как самостоятельно, так и с помощью подписчиков. Предложите им перейти на вашу страницу и проверить, видели ли они последние сообщения в ленте. Затем проведите голосование в сторис. Кстати, так вы убьете сразу двух зайцев: проверите наличие санкций по профилю и повысите взаимодействие с аудиторией.
Почему профиль попадает в теневой бань?
Не совсем понятно, каким образом Instagram определяет, что контент попадает под ограничения на платформе. Однако пользователи называют несколько действий, значительно повышающих вероятность наказания от системы:
- Запретные хэштеги. Окончательного списка запрещенных хэштегов нет, однако SMM-специалисты утверждают, что использование некоторых «неприемлемых» для Instagram отметок может быть причиной теневого бана. Это, например, высокочастотные хештеги #love, #follofofollow, #like, #nature и т.д. Проверить «чистоту» хэштега можно здесь.
Некоторые хештеги Instagram банят. Например, сообщения с хештегом #lantivax, продвигаемым противниками вакцинации против COVID-19, не показываются в поиске, хотя информации о запрете этого слова в справочном центре нет. - Спам. Сюда попадает использование более 30 хештегов в одном сообщении, масслайкинг, массфоловинг, директ-рассылки.
В начале 2022 года социальная сеть ввела очередные лимиты, согласно которым пользователи ограничиваются в некоторых действиях. - Подозрительная активность. Не стоит заходить в аккаунт более чем из 2 устройств и IP-адресов. Instagram определяет эти действия как подозрительную активность и может не только отправить пользователя в бан, но и заблокировать.
- Искусственная вовлеченность. Накрутка ругательств, комментариев, подписчиков и других показателей Instagram воспринимает враждебно.
- Посторонние сервисы для постинга. В справке социальная сеть отмечает, что не признает никаких посторонних сервисов для автоматического постинга контента, поэтому злоупотребление такими приложениями может привести к теневому бану.
- Массовые отписки. Это явление особенно присуще гивевеям (giveaway).
- Жалобы. Даже если контент не противоречит правилам сообщества, но пользователи массово жалуются на ваш аккаунт или публикацию, алгоритм воспринимает контент как нежелательный.
В инструкции по пользованию и условиям использования Instagram названы другие нарушения, за которые платформа может забанить пользователя. Перед регистрацией она предлагает ознакомиться с этими документами.
С начала существования Instagram позиционирует себя как пользовательская платформа, поэтому довольно часто очищает свою экосистему от нежелательного контента. Как отмечают разработчики, алгоритмы социальной сети ориентируются не на того, кто ВЫДАЕТ контент, а на того, кто его ПОЛУЧАЕТ.
Продолжительность теневого бана: могут ли санкции действовать вечно?
На данный момент дать конкретный ответ на этот вопрос невозможно. Продолжительность такого типа блокировки не зафиксирована ни в одном из правил или в мануале Instagram.
Однако пользователи по собственному опыту разработали градацию продолжительности теневого бана в зависимости от типа, количества случаев и тяжести нарушений.
Различают 48-часовой, 2- и 30-дневный теневой бан
В отдельных случаях системная блокировка может занять 2–3 месяца. Некоторые пользователи утверждают, что их аккаунт находился в теневом бане до 6 месяцев.
Когда «теневой бан» — это не теневой бан?
Если активность вашего профиля падает, охваты снижаются, ругательства и комментарии теряются, не нужно преждевременно бить тревогу. Прежде всего проверьте, действительно ли аккаунт попал в теневой бан, с помощью приведенных выше методов. Возможно, уменьшение активности обусловлено природными факторами.
Блоггеры, долго ведущие профессиональный блог, часто не готовы к тому, что их аудитория меняется. Но то, что было интересно подписчикам два или три года назад, с 90-процентной вероятностью уже не затрагивает их сегодня.
Согласитесь, странно, если вы начинали свой блог в 16 лет, рассказывая о школьных буднях, подростковых проблемах, продолжать так поступать и в 20. Но и резкое изменение тематики блога не спасет ситуацию.
Это касается бизнес-профилей. Контент должен быть разнообразным, чтобы повышать вовлеченность подписчиков.
Причина неудовлетворительных показателей статистики соцсетей в основном заключается в низком ER аккаунте. Если с охватами, просмотрами и реакциями что-то не то, копайте поглубже и ищите, чем вы сможете удержать внимание потенциальных клиентов.
Семь проверенных способов, которые помогут выйти из теневого бана
Если вы обнаружили, что ваша страница находится в теневом бане, есть два выхода: ждать, пока бан пройдет самостоятельно, или попытаться выйти из него. Как это сделать?
1. Напишите службе поддержки
Перейдите на вкладку «Настройки» → «Помощь» → «Сообщить о проблеме». Рассказать о случившемся в соответствующем окне.
Важно! Не указывайте в сообщении, что аккаунт находится в теневом бане. Напишите, что ваши публикации не видят подписчики или что страницу не находят через поиск и попросите исправить ситуацию. Подайте проблему как баг. Не вините Instagram — он этого не любит.
2. Выключите посторонние сервисы
Выключите сервисы массфоловинга, автоматического постинга и измените пароль. Перейдите на вкладку «Настройки» → «Безопасность» → «Приложения и сайты». В разделе активных вы увидите список программ, имеющих доступ к вашей учетной записи, — их лучше удалить на время.
3. Уберите противоречивые хэштеги
Просмотрите последние 10–15 сообщений в своем профиле. Если использовались хэштеги для продвижения, обратите внимание, какие именно это были отметки. Уберите потенциально нежелательные хэштеги, сократите их количество до 10. Лучше оставьте исключительно низкочастотные брендовые ключевые слова.
4. Переключитесь на личный профиль
SMM-специалисты также рекомендуют переключить аккаунт с бизнес-аккаунта на личный. В настоящее время статистика будет недоступна без дальнейшего восстановления, поэтому следует сохранить данные в удобном формате.
Зайдите в Instagram через веб-версию. Перейдите в «Настройки» → «Конфиденциальность и безопасность» → «Загрузка данных». Запросите загрузку файла с информацией и ожидайте письма.
5. Публикуйте контент без хештегов и геолокаций
После того, как вы определили теневой бан, можно и дальше постить контент, но будьте внимательны, чтобы не усилить санкции. Публикуйте сообщения без хештегов и геолокации.
6. Устройте Instagram-детокс
«Правило 72 часов» рекомендуют почти все SMM-специалисты. Оно состоит в том, чтобы полностью ограничить себя в использовании Instagram на несколько дней.
Лучший способ выйти из тени — побыть в ней
Алгоритм не будет видеть от вас никакой активности и отменит ограничение. Обратите внимание, что выйти из аккаунта нужно полностью.
Конечно, для бизнес-аккаунтов вроде магазинов или сервисов эта практика почти невозможна, но не следует пренебрегать другими методами.
7. Взаимодействуйте с аудиторией
Блоггеры часто просят аудиторию повысить активность в профиле именно потому, что он попал в теневой бан. Сохранения, лайки, комментарии дают алгоритму понять, что профиль интересен публике, поэтому система снимает ограничения, чтобы больше пользователей могли увидеть контент (конечно, если он не противоречит правилам сообщества).
Напоследок
Каждая социальная сеть имеет свои правила, и не нужно их нарушать — за ними следует следить. Если вы знаете все нюансы использования платформы, в ней легче ориентироваться и вести себя «экологически».
Учитесь, анализируйте информацию, особенно если ваш бизнес связан с Интернетом. Благодаря практике можно вывести бизнес-аккаунт на новый уровень самостоятельно. А еще помните — ведение Instagram всегда можно доверить профессионалам.