Основной сферой использования дорожного битума является сооружение автомобильных трасс общего и специального назначения, а также взлетных полос гражданских и военных аэродромов. Главная функция данного вещества состоит в прочном связывании твердых частиц асфальтных покрытий, включая их бетонные разновидности. При этом высокая пластичность материала (способность реагировать на изменение температуры окружающей среды без разрушения) обеспечивает целостность уложенных покрытий на протяжении длительного периода. Кроме того, использование битума делает асфальтовые смеси устойчивыми к контактам с водой, солнечным ультрафиолетом и высоким нагрузкам от транспортных средств.
Сегодня существуют и активно применяются различные марки этого стройматериала, которые обладают индивидуальными качественными и эксплуатационными свойствами. Например, https://branel.ua/fuel/bitum-dorozhnyy-6090 битум дорожный 60 90, цена которого наиболее оптимальна для строительных компаний, является универсальным материалом для средней климатической полосы, а марка 40/60 была разработана специально для территорий, где наблюдаются постоянные повышенные температуры воздуха в летнее время года.
В зависимости от класса данная продукция может иметь различия по таким характеристикам, как:
- плотность и вязкость;
- пластичность и пенетрация;
- хрупкость и температура размягчения.
В случае необходимости, например, при проведении дорожных работ в холодное время года, в состав битума могут добавлять различные вспомогательные компоненты, оказывающие влияние на его физические свойства.
Битумы жидкого типа
Главной особенностью стройматериалов данной группы является высокий уровень текучести, что обеспечивает их удобное применение не только при плюсовых температурах воздуха, но и в мороз. Также им свойственно постепенное отверждение, что дополнительно обусловливает комфорт при работе с ними.
В зависимости от скорости образования окончательной структуры, эти материалы разделяют на два основных типа, а именно:
- медленногустеющие, для изготовления которых применяют мазут и прочие недоокисленные нефтепродукты;
- среднегустеющие, получаемые путем разжижения вязких марок продукции бензином или другими растворителями.
В целом жидкие битумы могут применяться при сооружении дорожных покрытий как легкого, так и капитального типа в регионах с любыми климатическими особенностями.
Вязкие битумы
Материалы этого класса широко используются для изготовления асфальтных смесей холодного, теплого и горячего типа, а наиболее популярными среди них являются битумы БНД и БН. Они отличаются:
- довольно высокой температурой размягчения;
- незначительной хрупкостью;
- хорошей стойкостью к раскалыванию (пенетрацией).
За счет своих качеств такие материалы обеспечивают дорожные покрытия рядом важных эксплуатационных характеристик, среди которых повышенная степень устойчивости к контактам с водой и низким температурам. Кроме того, из-за отличной адгезии с прочими компонентами асфальтных смесей их применение минимизирует вероятность сдвигов дорожного полотна под действием различных факторов механического и прочего характера.
В зависимости от назначения выделяют несколько типов БНД, а именно:
- 200/300 — для холодных климатических зон;
- 130/200 — для территорий с умеренным климатом;
- 90/130 — универсальная марка, которая также подходит для проведения дорожных работ в зимний период года.
Все это дает возможность подобрать оптимальный состав в зависимости от территории прокладки автомагистрали, расчетной нагрузки на полотно и прочих условий.