Малый и средний бизнес (МСБ) составляет 99% всех мировых организаций с примерно 400 миллионами компаний, работающих по всему миру. В странах Центральной и Восточной Европы, к которым относится Украина, как и во всем мире, МСБ представляет большинство предприятий. Недавнее глобальное исследование Microsoft по отношению представителей малого и среднего бизнеса к технологиям показывает, что более 80% МСБ признают важность технологий для достижения бизнес-целей, а 42% считают технологии жизненно важными для бизнеса.
Согласно недавнему Microsoft Digital Futures Index, те страны, которые инвестируют в цифровое развитие, демонстрируют более высокий уровень экологичности, экономической стабильности, инноваций и конкурентоспособности. Ключевую роль в развитии этих стран играет сильный и хорошо развитый в цифровом отношении сектор МСБ.
К примеру, 71% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса отметили рост своей компании за последний год. Среди опрошенных 11% новых стартапов, более половины которых ориентированы на длительный бизнес-цикл, а малый и средний бизнес заинтересован не только работой на локальном рынке. Так, 30% ответили, что представлены более чем в трех странах, а 27% работают в двух регионах.
Как и игроки крупного бизнеса, МСБ стремятся к цифровой трансформации с целью сокращения издержек, повышения эффективности рабочих процессов и получения доступа к новым рынкам. Однако они имеют несколько иные цели и модели поведения. В частности, МСБ, по сравнению с глобальными компаниями, чаще ориентированы на клиента и отношения с ним.
Еще один фактор, влияющий на внедрение цифровых технологий: малый и средний бизнес находится под сильным влиянием руководства, ответственного за принятие решений. Как правило, это приводит к формированию модели поведения, когда МСБ начинают вести себя как обычные «потребители». Кроме того, стоимость технологий — еще один фактор, не способствующий быстрой цифровой трансформации. Об этом сообщило 47% опрошенных.
По данным Microsoft, 47% участников исследования отметили важность такого критерия, как «надежность и безопасность», играющие важную роль при выборе новых технологий для интеграции в бизнес-процессы. Только 5% полностью отказываются от цифровой трансформации с учетом новых реалий рынка.
Учитывая результаты исследования, было выявлено 3 лояльные группы к переводу своего бизнеса на новые цифровые технологии среди представителей МСБ: те, кто при запуске сразу их использует (11%), «быстро адаптируются» (46%) и так называемые «последователи» ( 32%).
Среди успешных примеров использования новых цифровых технологий в Восточной Европе и странах Балтии можно упомянуть следующие проекты:
- Украинский стартап Elai.io, оперирующий искусственным интеллектом, оказывает помощь клиентам в использовании текста для создания видеоконтента и персонализированных видеороликов с использованием возможностей ИИ и при участии реальных людей.
- Enefit, ведущий поставщик энергии в странах Балтии, также известный как Eesti Energia в Эстонии, создал усовершенствованную и эффективную среду для сотрудничества, основываясь на Microsoft 365 и Azure, следуя примеру цифровой трансформации правительства Эстонии.
- Стартап-компания RoboEatz из Латвии разработала полностью автономную роботизированную кухонную систему, которая самостоятельно готовит и представляет широкий ассортимент блюд.
- Стартап Uniqa из Казахстана является примером использования искусственного интеллекта в повседневной жизни. Он собирает и анализирует данные реальных разговоров в режиме 24/7 в реальном времени, а затем отображает их в отчетах Power BI, чтобы использовать эти данные для принятия более эффективных управленческих решений.
«Мы видим, что первопроходцы внедряют новейшие технологии в свой бизнес и больше инвестируют в облачные решения, что повышает их производительность и стимулирует инновации. Сегодня представители МСБ в поисках большего, чем просто технологические решения, они ищут поддержки в виде рекомендаций по технологической стратегии через партнерство и финансовую помощь. Кроме того, простота и гибкость технологических инструментов демократизируют доступ малых и средних организаций к технологиям корпоративного уровня. В Microsoft мы создали механизм обслуживания клиентов более гибким и доступным, где нет ограничений в доступе к технологиям», — отметил Дьюла Сарузи, региональный директор по корпоративному и малому бизнесу, региону Центральной и Восточной Европы Multi-Country Microsoft*.
*Регион Центральной и Восточной Европы Multi-Country Microsoft включает 25 стран Центральной и Восточной Европы и Евразии: Армения, Албания, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Эстония, Грузия, Венгрия, Латвия, Литва, Казахстан, Косово, Кыргызстан, Молдова, Монголия, Черногория, Северная Македония, Сербия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан.