Сюжеты волшебных сказок демонстрируют нам, что иногда можно лечить ангину вареньем, брать судьбу в свои руки и, если очень нужно, поменять голос на ноги.
Не отчаиваться, если получил в наследство кота вместо мельницы — возможно, этот кот владеет инструментами построения репутации и принесет тебе целое королевство. Но чего вам будет стоить такая сделка?
“Господин маркиз Карабас (таким именем вздумалось Коту украсить своего хозяина) поручил мне поднести вам этого кролика в подарок” — цитата Ш. Перо из сказки “Кот в сапогах”.
В двух строчках кот демонстрирует эффективность прямого контакта с первым лицом, удачное позиционирование и важность промо-кита.
Строить имидж первого лица важно на 360°. Дальше кот подключает инфлюенсеров:
“Эй, вы, крестьяне! Если вы не скажете королю, что луг этот принадлежит господину маркизу Карабасу, смотрите у меня: всех вас в порошок сотру!”
После чего моделирует ситуации и адаптирует внешний образ теперь уже маркиза.
“— Если хочешь послушаться моего совета, будешь счастлив навеки. Ступай купаться в таком-то месте, а об остальном не заботься.
Маркиз Карабас послушался Кота, хоть и не понимал, для чего это нужно. Только купается он, а король едет мимо. Вдруг Кот как закричит:
— Помогите, помогите! Господин маркиз Карабас тонет!
Король высунул на крик голову из кареты и, узнав Кота, который столько раз приносил ему дичь, приказал своим слугам скорее бежать на помощь господину маркизу Карабасу. Пока бедного маркиза вытаскивали из реки, Кот подошёл к карете и доложил королю, что в то время, как его хозяин купался, мошенники унесли его платье, хоть он, Кот, и кричал “караул” изо всей силы. (А плут сам же спрятал платье под большой камень.) Король сейчас же приказал своим слугам принести господину маркизу Карабасу самый лучший костюм и усадил гостя в карету прокатиться”. — цитата Ш. Перо из сказки “Кот в сапогах”.
Согласитесь, не банальный метод взаимодействия с первым лицом в государстве.
Так усилиями кота младший брат поднялся в социальном лифте до маркиза, получил поля, недвижимость и в жены принцессу. И если верить переводу, он “согласился”, а значит репутолог-Кот оставил ему пути отхода. Цена сделки: сапоги.
“Сказка о золотом петушке” авторства Александра Пушкина демонстрирует проблемы и решения сферы IR:
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Немудрено, что вскоре у него произошел международный конфликт.
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
С запросом привлечение внимания международной общественности к территориальной целостности царства Дадона.
Решение от скопца:
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Сохранение территориальной целостности стоило Дадону слишком дорого — цена сделки: молодая девица.
“Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу”.
Как измерить работу вашего специалиста по связям с общественностью? Короткий ответ: метрики. Но кроме индексов, то что выдает менеджер по связям с общественностью во вне, и что на самом деле говорит “общественность”, должно совпасть. А проверить это можно только благодаря исследованиям: провести количественные (личные интервью (face-to-face), CATI, Омнибус, экзит-полл) и качественные исследования (фокус-группы, креативные фокус-группы, экспертные опросы, онлайн фокус-группы, форумы и глубинные интервью).
“Зеркальце, зеркальце на стене, кто всех красивей во всей стране?”
Вот такая поэтичная мотивация от братьев Гримм потратить деньги на исследования.
Цена сделки: в сказке о Белоснежке и семи гномах зеркальце делало для мачехи исследование совершенно бесплатно.