Маркетплейс — инструмент, который позволит просто и быстро создать магазин в интернете, с уже налаженными процессами приема платежей и доставки, начать продажи буквально с первых дней регистрации. Маркетолог интернет-портала Zakupka.com Юлия Миронюк делится советом, как можно быстро начать бизнес в интернет с нуля и о том, что при правильном подходе, успех магазина на маркетплейсе неизбежен.
Порталу Zakupka.com известны истории многих, в прошлом, наемных работников, которые начали свой собственный бизнес именно с маркетплейса. Посудите сами, для тех, кто не готов вкладывать сходу круглые суммы в создание уникального сайта и содержание многочисленного персонала, чьи временные возможности часто ограничены другой деятельностью — такое решение идеально.
Преимущества интернет-магазина, созданного на маркетплейсе
- Экономия денежных средств (более 1600 $)
По данным it-rating.in.ua диапазон цен на создание интернет-магазина в украинских рекламных агентствах стартует от 2 тыс.долларов и порой превышает 10 тыс.долларов. Стоимость базового тарифа с дизайном премиум класса на маркетплейсе едва ли превысит 350$. - Экономия временных и человеко-ресурсов (от 3 месяцев до года)
Кроме времени на постановку задачи, создание и тестирование интернет-магазина, приходится считаться еще и со временем, необходимым на наполнение сайта информацией.
При наличии необходимого контента в нужном формате, создание сайта на маркетплейсе вместе с его наполнением не займет более одного дня. Кроме того, не нужно заключать договора с банками и компаниями-перевозчиками, не нужно осуществлять интеграцию платежных систем, служб доставки, синхронизацию с 1-С и другими агрегаторами — все это уже сделано за вас. - Возможности продвижения в интернет
В плане продвижения в интернет, сайт, созданный на маркетплейс, имеет равные возможности с самописным сайтом: его можно рекламировать в поисковых и социальных сетях с помощью баннеров и видеороликов.
Но и тут есть преимущества маркетплейсов — уже налаженная возможность быстро и без труда все товары экспортировать в Google Merchant, создать фид ремаркетинга в Google Реклама и Facebook. - Дополнительный канал продаж
Если вы создали сайт на маркетплейсе, все ваши товары автоматически попадают в крупный каталог. Каталог, как правило, известен на рынке Украины и у него большая аудитория посетителей с уже сформировавшейся готовностью к покупке. Таким образом, вы опять в выигрыше. - Поддержка клиентов
Вам всегда будет кому подсказать. Ваш сайт будет закреплен за персональным менеджер портала, который лично заинтересован в успехе вашего предприятия. Согласитесь, на старте бизнеса добрый совет никому не будет лишним.
“Я работала менеджером по продажам в одном из интернет-магазинов, но данная вакансия меня не совсем устраивала, как в моральном, так и в финансовом плане. Хотелось чего-то большего, но и по своей занятости в реальном мире я понимала, что для меня вариант работы онлайн идеален. Так я начала поиски. ”
Екатерина Смирнова,
владелец интернет-магазина AVIRA
Задумались, с чего начать? Начать всегда лучше с предварительного анализа и планирования. Предлагаю вашему вниманию свое видение пошаговой инструкции, которая может стать основой для вашего успешного бизнеса на маркетплейсе. В качестве примеров буду использовать информацию портала Zakupka.com и открытые данные других маркетплейсов, предусматривающих возможность создания сайта.
Выбор маркетплейса
Как говорят, на бойком месте торговать лучше! Чтобы быстро сообщить множеству заинтересованных лиц о вашем товаре, нужно найти место, где собираются потенциальные покупатели и заявить о наличии у вас того, что они ищут. В офлайн-мире такими местами являются рынки и торговые центры. Что толку в высоком качестве и привлекательной цене, если вы откроете торговую точку в непроходном районе? Пройдет много времени до того, когда покупатели узнают о вас и будут приходить непосредственно к вам за товаром. Так и в интернет. Начать бизнес с помощью маркетплейса проще, чем создавать собственный интернет-магазин с нуля. Кстати, дословно “marketplace” с английского языка переводится как рыночная площадь.
“Знакомство с порталом Zakupka.com началось с размещения объявлений на бесплатной основе, которую данный сервис предоставляет любому пользователю интернет ресурса. Стартом своей карьеры как интернет-продавца я считаю день, когда мне поступил неожиданный звонок потенциального клиента, который хотел приобрести товар, выложенный мною совершенно бесплатно, как пробу. После первой продажи в интернете со мной связался менеджер Закупки и предложил сотрудничество, на которое я согласился без долгих раздумий. Это дало мне возможность реализовать свои стремления и амбиции, создать развивающуюся структуру.”
Евгений, директор Proffservice
Для принятия правильного решения при выборе маркетплейса, одной цены годового размещения недостаточно. Попробуйте оценить возможности каталогов в комплексе.
- Стоимость размещения в каталоге 1 товара или услуги. Для малого бизнеса этот показатель особенно важен на начальной стадии деятельности, когда нужно определиться с ассортиментной линейкой методом проб и ошибок. Потребуется время, чтобы оценить, какой из товаров станет хитом, какой — сопутствующим, а какой — вовсе не привлечет покупателей. Для экспериментов потребуется разместить множество товаров.
Стоимость размещения товара можно рассчитать по формуле самостоятельно:
D= (А-G)/В
где:
D — стоимость размещения 1 товара или услуги, грн
А — цена годового размещения, грн
G — бонусный счет для платных показов на портале, грн
В — количество товаров и услуг, доступных для размещения, шт
В качестве примера рассмотрены платные пакеты с минимальной стоимостью маркетплейсов Украины.
Таблица 1 “Сравнительный анализ маркетплейсов Украины”
Портал | Цена пакета, грн в год | в т.ч. | |||
Бесплатные показы в каталоге | Количество товаров и услуг, доступных для размещения, шт | Бонусный счет для показов на портале, грн | Стоимость размещения 1 товара или услуги, грн | ||
All.biz | 7 000 | да | 1 000 | 1 000 | 6 |
Prom.ua | 5 400 | — | 1 000 | 1 500 | 3,9 |
Zakupka.com | 4 900 | да | 5 000 | 200 | 0,94 |
Pulscen.ua | 3 780 | да | 500 | 0 | 7,56 |
- Современный дизайн для сайта.
Сайт, созданный на маркетплейсе вполне может стать вашим единственным корпоративным сайтом. Его можно продвигать и за пределами каталога, а именно — в поисковых и социальных сетях, с помощью рассылок, в различных pr-кампаниях, партнерских программах. А значит, не последнее значение в этом случае имеет внешний вид сайта. Обратите внимание, может ли площадка предоставить красивый шаблон сайта и сколько это стоит.
Таблица 2 “Стоимости premium-шаблонов для сайта некоторых маркетплейсов Украины”
Портал | Стоимость premium-шаблона для сайта, грн |
Zakupka.com | 1 400 |
Prom.ua | 2 500 |
All.biz | входит в стоимость пакета |
Pulscen.ua | входит в стоимость пакета |
- Стоимость платных показов в каталоге. Обычно в маркетплейсах товары, размещенные на условиях платных пакетов, имеют преимущества показа в каталоге перед товарами, размещенными бесплатно.
Кроме того, компания может задать стоимость, которую она готова заплатить за переход пользователя на страницу своего товара, т.е. рекламировать товары внутри каталога. Товары, размещенные на платной основе, показываются в каталоге на более привлекательных позициях и конкурируют между собой на условиях аукциона.
В пользовательских кабинетах некоторых маркетплейсов вы можете найти подсказку о минимальной, максимальной и средней ставке в рубрике, которую платят за показы конкуренты.
Рисунок “Скрин-шот клиентского кабинета Zakupka.com”
Соберите средние значения ставок на порталах в таблицу. Сравните ставки.
Ценообразование
Для формирования цены нет смысла анализировать все сайты с аналогичной тематикой в Google. Вам достаточно вбить в поисковое окно маркетплейса, на котором вы остановились, наименование товара, цену на который вы собираетесь сложить. В открывшемся окне отфильтруйте товары по цене. Зная диапазон цен на площадке, не сложно определиться с собственной ценой.
Создайте таблицу рыночных цен на ваш товар. Внесите в таблицу закупочные цены. Рассчитайте наценку, с которой вы будете совершать продажи.
Таблица 3 “Ценообразование” (данные вымышлены)
Цены конкурентов на выбранной площадке | Ваши цены | ||||
Минимальная | Максимальная | Закупочная | Розничная | Наценка | |
Товар 1 | 10186 | 10535 | 8584 | 10186 | 18,66% |
Товар 2 | 7546 | 8100 | 7654 | 9580 | 25,16% |
Товар 3 | 11254 | 12532 | 10800 | 11852 | 9,74% |
Теперь вы можете понять, какой товар из вашего ассортимента самый рентабельный. Однако, не торопитесь с выводами. Непосредственно на доход от продажи товаров влияет спрос и конкуренция. Рекомендую откорректировать вашу ассортиментную линейку после некоторого тестового периода. Достаточным периодом тестирования будет месяц, а пока обратите внимание, как ваш магазин выглядит в глазах покупателей.
Информационное наполнение магазина
Кроме привлекательной цены еще ряд факторов может повлиять на выбор покупателя. Среди ряда аналогичных товаров покупатель скорее всего остановится на магазине где:
- фотографии качественные, позволяют рассмотреть товар крупным планом и с разных ракурсов;
- описание товара исчерпывающее: указаны все необходимые характеристики, особенности применения;
- качество товара подтверждено сертификатами;
- товар имеется в наличии, сроки поставки оптимальные;
- условия покупки предусматривают возможность оплаты частями или в кредит;
- указаны условия возврата товара;
- сотрудники магазина реагируют на заказ быстро, консультация предоставляется качественно;
- магазин имеет знаки отличия (такие как проверенный продавец), количество отзывов большое, из них число положительных стремится к 100%.
Корректировка ассортиментной линейки
Внесите в таблицу реальные данные за месяц.
Таблица 4 “Корректировка ассортиментной линейки” (данные вымышлены)
То вар |
Ваши цены | Нацен ка, грн |
Платные пере ходы, шт |
Зака зы, шт |
Кон версия в заказ, % |
При быль с 1 плат ного пере хода, грн |
Ставка за 1 плат ный переход из каталога |
При быль с 1 заказа, грн |
При быль всего, грн |
|
Закупо чная, грн |
Розни чная, грн |
|||||||||
1 | 8584 | 10186 | 1602 | 348 | 8 | 2,30% | 36,8 | 1,5 | 35,3 | 282,8 |
2 | 7654 | 7908 | 254 | 600 | 24 | 4,00% | 10,2 | 2,48 | 7,7 | 184,3 |
3 | 10800 | 10852 | 52 | 47 | 2 | 4,30% | 2,2 | 2,73 | -0,5 | -1,0 |
Обратите внимание на товары, прибыль с продаж которых имеет отрицательное значение. Если не удается откорректировать ситуацию рекламной ставкой или ценой, возможно стоит пересмотреть ассортиментную матрицу.
Рассчитайте результат размещения ваших товаров на маркетплейсе за прошедший месяц:
А = В — С/12
Где:
А — прибыль за месяц;
В — выручка за месяц;
С — годовая стоимость платного размещения в каталоге.
Маркетплейс — инструмент с уникальными возможностями, который может стать надежным помощником малому бизнесу. Но инструменту без мастера никак не обойтись.
Если не прилагать усилий: не следить за правильным размещением товара в каталоге, его описанием, ценой, наличием, игнорировать запросы клиентов — даже самый лучший инструмент окажется бесполезным. Благодаря маркетплейсам вы сможете сэкономить на разработке функционала, на сео оптимизации, на дизайне, на интеграциях, но продавать вам придется самостоятельно, а подача товара это часть процесса.
Анализируйте, оптимизируйте и ваш бизнес обязательно принесет хорошие результаты!