KPI — одни из наиболее часто используемых целей в организациях по всему миру. Они являются важнейшим компонентом роста организации и долгосрочного успеха. И хотя это такая фундаментальная цель для многих организаций, KPI часто неправильно понимают и используют неправильно.
Что такое KPI?
KPI (Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI)) — это количественный показатель того, как ваша команда или организация продвигается к важным бизнес-целям. Вы можете установить KPI для всей организации, для команды или даже для отдельных, в зависимости от того, какие показатели вы хотите отслеживать. Хороший KPI даст вам представление о том, на правильном ли вы пути к достижению своих стратегических целей.
Краткая история КPI
Хотя точное происхождение KPI остается загадкой, его корни восходят к династии Вэй в Китае в 3 веке. Они использовали 9-ранговую систему для оценки деятельности королевской семьи.
Следующей вехой стало создание системы возврата инвестиций (ROI) — отца ключевых показателей эффективности — впервые использованной венецианскими трейдерами в 13 веке. Они сравнили суммы, вложенные в их морские экспедиции, с товарами, которые вернули корабли.
Однако институционализация КPI началась с создания первой так называемой «информационной панели КPI» на шотландской хлопчатобумажной фабрике в 1800-х годах. Деревянные кубики разного цвета использовались в качестве мониторов производительности над рабочим местом каждого рабочего.
К началу 20-го века организации начали формально измерять производительность своих сотрудников с помощью концепции рентабельности инвестиций. Вскоре после этого Франция создала Tableau de Bord, стратегическую систему измерения, аналогичную системе показателей баланса, созданной доктором Нортоном и доктором Капланом, которая использовалась для измерения общей производительности компании.
Вскоре после этого был придуман термин KPI, который вошел в инструментарий оценки эффективности организаций в целом. Как видите, организации, как правило, использовали предыдущие концепции для измерения производительности отдельных лиц и их текущей деятельности. Теперь KPI — это инструмент, используемый для измерения состояния организации, ее соответствующих команд и отделов.
Как используются KPI?
KPI используются для отслеживания прогресса в достижении бизнес-цели. На практике KPI создаются, передаются и затем отслеживаются в течение периода, который совпадает с основной целью.
Организации обычно анализируют KPI через определенные промежутки времени, чтобы определить, нужны ли корректировки курса. В ходе этого процесса они могут пересмотреть свой выбор KPI. Некоторые KPI могут быть отменены, пересмотрены или обновлены после достижения цели. KPI часто используются для признания, развития и финансового вознаграждения сотрудников.
KPI измеряют эффективность организации, а не отдельных сотрудников в организации.
Как определить KPI?
Правильный подход — сформулировать цели и задачи и задать наводящие вопросы, например:
- Каков ваш идеальный результат и почему он является ключевой бизнес-целью?
- Можно ли измерить прогресс в достижении вашей цели, или вам нужно сузить или переосмыслить ее?
- Какие ресурсы у вас есть, чтобы измерить прогресс?
- Кто отвечает за отслеживание ключевых показателей эффективности и отчетность по ним?
- Как вы будете отслеживать прогресс в достижении своей цели?
- Как вы узнаете, что достигли своей цели?
Что делает KPI хорошим?
Хороший KPI — это УМНЫЙ (smart): конкретный, измеримый, достижимый, реалистичный и своевременный.
- Конкретный: KPI должен быть достаточно простым для измерения и расчета, а также для понимания и передачи. Не устанавливайте слишком много KPI, иначе вы будете перегружены информацией.
- Измеримый: KPI — это не всегда число, но его все же необходимо измерить.
- Выполнимый: KPI должен ответить на вопрос, который приводит к действию; или дать указания для принятия решений.
- Релевантность: измерение должно соответствовать вашим бизнес-целям.
- Своевременность: информацию необходимо собирать своевременно, чтобы можно было действовать. Если это годовая прибыль, ее можно собирать ежегодно. Но следует чаще оценивать степень удовлетворенности клиентов, чтобы принимать меры в случае возникновения проблем.
Пример для вашего интернет-магазина обуви — коэффициент конверсии. Цель состоит в том, чтобы клиенты посетили ваш сайт и совершили покупку. Таким образом, вы можете использовать показатели веб-сайта, чтобы отслеживать, кто совершает покупки, и разделить их на количество посетителей сайта, чтобы получить коэффициент конверсии.
Цель установки KPI — дать четкое представление о том, чего ваша команда хочет достичь к сроку, а также о том, как вы будете измерять это достижение.
Хороший КPI:
- Помогает достичь ваших стратегических целей;
- Информирует о планировании ресурсов;
- Измерим;
- Отслеживает то, что вы можете контролировать и на что влиять;
- Связывает метрики со стратегическими целями;
- Дает членам команды четкое представление о том, как их проекты способствуют достижению целей компании.
Преимущества работы с KPI
Организации получают множество преимуществ при использовании ключевых показателей эффективности, многие из которых вы увидите в этом руководстве. Однако вот 2 основных преимущества, на которые может рассчитывать компания:
1. Принятие лучших решений
Отслеживание прогресса KPI в течение определенного периода времени означает, что организация и ее команды имеют четкое представление о приоритетах организации, ее состоянии и могут легко определять тенденции, сильные, слабые стороны и возможности. Наличие этой информации дает вам возможность принимать более взвешенные решения.
2. Фокусировка
KPI следует тщательно отбирать, тщательно анализируя стратегию и приоритеты организации. При этом ваши ключевые показатели эффективности прозрачно сообщают, чего ожидать от ваших сотрудников, о чем следует помнить, и как им следует выполнять свою повседневную деятельность.
Важность стратегии
Посмотрим правде в глаза: без четкой стратегии любые цели, которые преследует компания, скорее всего, не будут иметь практически никакого смысла. Причина в том, как узнать, что эти цели правильные? И как вы выиграете от измерения эффективности конкретной области вашего бизнеса, если вы даже не уверены, что это ключевая область для успеха вашей организации?
Ваша стратегия — это комбинация вашей конечной цели и стратегических столпов. Конечная цель определяет общую цель вашей организации, для кого организация выполняет эту задачу и когда вы считаете организацию успешной. Эта стратегия поддерживается набором «столпов», которые объясняют, что отличает вас от рынка и почему вас предпочли бы вашим конкурентам.
Поэтому, прежде чем приступить к работе с ключевыми показателями эффективности, убедитесь, что у вас есть стратегия, обеспечивающая прочную основу для всех ключевых показателей эффективности, над которыми будет работать ваша организация. Он дает направление, необходимое для установки ключевых показателей эффективности, действительно важных для вашей компании.
KPI компании
Хотя интуиция, опыт и знания могут быть важны, объективность чисел расскажет полную историю успеха бизнеса. Ключевые показатели эффективности компании по сути являются стратегическими — они измеряют эффективность организации в целом за определенный период времени. Такие KPI устанавливаются путем тщательного анализа стратегии.
KPI компании обычно не меняются слишком быстро, и поэтому есть смысл отслеживать их прогресс и траекторию с течением времени.
Вот некоторые примеры ключевых показателей эффективности компании:
- Доход;
- Валовая прибыл;
- NPS сотрудника (eNPS);
- Ежемесячный периодический доход (MRR);
- Скорость оттока.
Выводы:
Для любого бизнеса важно иметь четкую стратегию с достижимыми и измеримыми целями. Тщательно подойдя к разработке KPI, вы сможете оценить свои цели и задачи и полностью раскрыть ценность процесса стратегического планирования. KPI помогут вам установить цели и измерить эффективность их достижения. Они также могут обосновать решения и гарантировать понимание целей бизнеса всей организацией.
Многие компании просто пытаются использовать стандартные KPI, а затем задаются вопросом, почему они не работают. Все организации уникальны по своей стратегии, характеру и конкурентному положению. Примите стандартные KPI, и они неизбежно станут бессмысленными для вашего бизнеса и его стратегии. Настоящая ценность заключается в преобразовании ваших стратегических целей и задач в KPI, которые действительно позволят измерить их эффективность в достижении желаемой конечной цели.