Стартап — это компания или организация, созданная с целью быстрого развития и внедрения новых инновационных идей, продуктов или услуг на рынке. Отличительные черты стартапа включают в себя высокую рискованность, поиск новаторских решений, неопределенность и привлечение финансирования. Стартапы отличаются от традиционных бизнесов своей постоянной потребностью в инвестициях, акцентом на быстрое развитие и эксперименты с бизнес-моделями.
Следовательно, фаундеры в большинстве случаев вынуждены искать инвесторов. Поскольку почти половина основанных стартапов банкротятся в первые пять лет, а в долгосрочной перспективе выживает лишь один из десяти и вообще, только один процент стартапов со временем выходит на значительные прибыли, дело это нелегкое. Однако и не безнадежное, о чем свидетельствуют венчурные фонды, продолжающие вкладывать деньги, несмотря на риски.
Серьезная подготовка — залог успеха
Просьба о финансировании — это очень серьезно. Чтобы снизить шансы на получение отказа, необходимо подготовиться. Фаундер должен иметь бизнес-план проекта. Ему нужно хорошо знать, сколько денег необходимо, чтобы начать дело и на что именно они пойдут. Кроме того, есть несколько замечаний, на которые следует обратить внимание перед поисками инвестора.
Соответствует ли продукт рыночным потребностям? Относительно стартапов не работает принцип: «Главное — гениальная идея. Когда она есть, то заказчики обязательно будут». Следует проанализировать, будут ли удовлетворены потребности целевой аудитории. Отсутствие клиентской базы способно похоронить даже самое прогрессивное начало.
Способен ли руководитель стартапа выполнять лидерские функции и вдохновлять команду на новые свершения? Есть ли у него стратегическое видение бизнес-проекта или понимание, в каком направлении лучше развиваться? Если нет, то как он сможет доказать потенциальному инвестору, что у стартапа значительные шансы на успех? Кроме того, это влияет на выбор заемщика. При отсутствии указанных черт лучше отдать предпочтение тому, кто имеет опыт стратегического планирования.
Где искать деньги?
Начинающие, которым нужны деньги на стартапы, имеют несколько возможностей для их получения:
- Специальные информационные платформы: Startups.co, Gust.com, InVenture, Startup Network и другие. Последние два широко распространены в Украине. Эти площадки предоставляют фаундерам полезную информацию, результаты исследований и т.д. Есть возможность пообщаться с потенциальными инвесторами.
- Бизнес-ангелы. Так называются посторонние лица, обычно венчурные инвесторы, вкладывающие деньги в стартапы и оказывающие экспертную поддержку в обмен на долю в будущей фирме. Последнюю обычно планируется через некоторое время выгодно продать. Для их поиска также есть платформы: EBAN, Funded.com, Angel Capital Association, Angel Investment Network и другие. В Украине: UAngel Ukrainian business angels network, iClub, Angel.co, Crunchbase и т.д. Это выгодный вариант, потому что ангел не только дает деньги на проект и не только следит за каждым шагом стартапера и подсказывает ему, но и делится с ним своими бизнес-контактами.
- Краудфандинговые сайты. Эти платформы (Kickstarter, Indiegogo, RocketHub, OurCrowd и др., в Украине — «Спільнокошт», Na-Starte) имеют очень разнообразную аудиторию. На них заходят посетители в разной степени заинтересованности, от обычных пользователей, поддерживающих оригинальные проекты, до филантропов, ищущих воплощение давней мечты и аккредитованных «охотников» за новыми идеями. Здесь вполне реально найти инвестора, хотя это может быть совершенно неожиданное лицо.
- Бизнес-инкубаторы и акселераторы — это места, с которыми сотрудничают в целях знакомства с бизнес-ангелами. Нередко они предоставляют помещение для работы, это удобная возможность обмениваться мнениями с командами других стартапов. В Америке их можно найти в справочнике Business Incubation Association (NBIA). Акселераторы 500Startups, TechStars и Ycombinator консультируют своих клиентов и предоставляют им небольшой начальный капитал.
- Small Business Administration. Это официальный административный веб-ресурс, на котором ежегодно появляются интересные программы. Можно получить грант или небольшой займ, но на значительное финансовое вмешательство рассчитывать не стоит.
- Совет профессионалов. Социальные сети «технологов» — это не только LinkedIn. Есть много ресурсов, на которых можно встретить потенциальных инвесторов или найти бизнес-партнеров. Это своеобразное глобальное бизнес-пространство с международными связями. Среди самых известных: EFactor, Xing, Plaxo, Startup Nation, Cofoundr и Meetup.
- Фирмы непосредственного инвестирования (Private Equity Network). Обращение к такой компании может привлечь до нескольких миллионов долларов, если инвесторы убедятся, что у проекта есть значительный потенциал. Их интерес — доля в деле, которое можно будет со временем выгодно продать.
- Онлайн-кредитование. Взять кредит у банка становится все сложнее из-за новых ограничений. Однако Р2Р сайты, некоторые фонды, крупные инвесторы и т.п. предоставляют почти такие же ссуды через альтернативные онлайн-платформы Posper, TrustLeaf, Ondeck или Lending Club. Получить здесь деньги гораздо проще.
Наконец, два последних пути привлечения финансов к проекту заключаются в использовании собственных средств или инвестировании со стороны родных или друзей. В первом случае это позволяет сэкономить на первом этапе. А во втором следует честно предупредить человека о рисках и обязательно заключить договор на бумаге. Чтобы не получилось как в поговорке: «Хочешь потерять друга — одолжи ему деньги».
Критерии выбора инвестора
Перечисленные платформы, соцсети и другие площадки — это только возможности для общения. Еще нужно, как было сказано выше, заинтересовать инвестора своим проектом. Но это не все. Не на каждого инвестора следует соглашаться, потому что в данном случае это не просто еще одна персона в совете директоров. Это партнер, от уровня сотрудничества с которым зависит успех проекта. Следовательно, необходимо определиться с готовностью инвестора работать в команде. Для этого необходимо без бесполезной застенчивости расспросить его, сколько времени и усилий он планирует тратить на консультирование и другую помощь. Или, если это ТОП-менеджер крупной компании, есть ли у него вообще такая возможность.
Имеет значение и этап развития стартапа. К примеру, на стадии seed (зародыш) скорее всего партнером станет «ангел». Здесь будет очень кстати способность проведения личной экспертизы положения дел и возможность привлечения других партнеров. А венчурную компанию на старте пригласить посложнее. Да, у них большие возможности, но они требуют серьезного обоснования инвестиций, поэтому хотят видеть убедительные показатели развития бизнеса.
Кроме того, желательно с помощью Crunchbase и CB Insights проанализировать финансовую устойчивость заемщика. Определить, когда и в каком объеме было последнее финансирование, хорошо ли работают деньги, вложенные в предыдущие проекты, было ли инвестирование следующих шагов? Когда венчурная фирма не проявляла активности более полугода — это повод для беспокойства. Лучшим вариантом считается долгосрочный договор на несколько этапов, чтобы не нужно было каждый раз возобновлять пул инвесторов.