В настоящее время ментально меняется парадигма управления организациями и людьми. Военные реалии привели к тому, что HR-сообщества столкнулись с новыми вызовами в работе с человеческим капиталом. HR-исследования, ранее проводившиеся редко, стали становиться популярными, так как дают важные инсайты по привлечению талантов. Однако оказалось, что у компаний нет достаточного опыта или квалифицированных специалистов в штате, которые могли бы их организовывать. Gradus Research провели специальное исследование о видах, методах и барьерах по исследованиям среди руководителей и экспертов направления HR, а также затронули темы проблем в people management.
Какие проблемы в области управления талантами существуют сейчас?
Полномасштабная война привела к обострению проблем в people management: 68% респондентов отметили, что существенной сложностью в сфере управления талантами является выгорание и усталость. 62%, в свою очередь, отметили трудности в поиске специалистов по определенным направлениям, а 60% — о дефиците персонала на рынке.
Как часто компании проводят HR-исследования?
Ольга Прохоренко, независимый HR-эксперт, отмечает, что тема исследований становится все более востребованной и важной, а сами исследования более популярными.
По результатам опроса, 82% респондентов организовывают HR-исследования в 2023 году и планируют это делать в 2024 году. Из них в 60% компаниях они производились раньше, и производятся сейчас. Еще 5% опрошенных представителей компаний отмечают, что начали исследовать вопросы управления человеческим капиталом с началом полномасштабной войны, а 17% планируют впервые ввести подобную практику в 2024 году.
Что в основном интересует компании в HR-исследованиях?
По мнению респондентов, самым популярным методом HR-исследований является замер eNPS (67% опрошенных), а востребованными темами являются вовлеченность (57%) и корпоративная культура (41%). Они показывают отношение сотрудников к организации, нравится ли им работать в компании и будут ли они с ней в трудные моменты.
“HR-исследования помогают строить человекоцентрическую организацию не только по форме, но и по сути. Они способствуют развитию культуры инклюзивности и жизнестойкости в компаниях из-за того, что таким образом организации становятся проактивными, а не реактивными. Исследования помогают понимать тренды, быть стратегическими, гибкими и знать вариативность», — говорит Ольга Прохоренко.
Что мешает проводить HR-исследования?
32% респондентов отметили, что основным барьером к проведению HR-исследований является нехватка людей, которые могли бы этим заниматься.
Еще 21% респондентов не видят необходимости проведения исследований. И это может означать, что топ-менеджеры компаний и HR-специалисты не всегда понимают, что это за исследования и, соответственно, зачем они нужны.
“Исследования помогают понять суть проблемы и не действовать вслепую, то есть происходит работа с проблематикой без зря потраченных времени и усилий, — отмечает Ольга Прохоренко. — Исследование сравнимо с чек-апом организма, только разница в том, что это касается не отдельного человека, а организации в целом. Они помогают выявить проблемы, и в конце концов получить «выводы врача» в виде рекомендаций к дальнейшим действиям. Это экономит деньги и время и помогает проанализировать, что происходит в организации с состоянием людей, культурой, лидерством и т.д. Понимание этого позволяет сформулировать правильные планы и действовать эффективно”.
Евгения Близнюк, социолог, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research комментирует:
“Полномасштабная война обострила многие проблемы с человеческими ресурсами в компаниях. И исследование сейчас — хороший инструмент поиска инсайтов и тестирования гипотез для решения этих проблем. Мы у Gradus Research, имея экспертизу в социологических и маркетинговых исследованиях, видим этот потенциал для использования в HR-исследованиях. А наша большая потребительская панель позволяет нам проводить исследования как среди внутренних аудиторий, так и среди внешних, то есть потенциальных кандидатов, чтобы помочь компаниям увидеть неочевидные недостатки привлечения талантов и помочь им”.
Полный отчет по результатам исследования доступен на сайте Gradus Research по ссылке.
Исследование было проведено компанией Gradus Research с использованием метода самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Целевой группой исследования были представители HR-сообщества. Всего было проведено 77 результативных интервью. Период проведения опроса длился с 18 сентября по 16 октября 2023 года.