Работа в сфере Digital приносит наемному специалисту от 15 000 до 70 000 гривен и 150 000 гривен тому, кто строит здесь свой бизнес. Поговорим, с чего начать строить карьеру и составить план развития на год.
Выберите направление
В диджитале есть несколько направлений, в которых можно развиваться. Выбирая один из них, следует учитывать: сроки обучения, обязанности, уровень зарплаты, количество вакансий.
Помните и о том, что вы будете работать по профессии каждый день. Выбирайте направление, которое интересно не только финансово, потому что в противном случае никакой мотивации не хватит надолго.
SEO (поисковая оптимизация)
Будете продвигать сайты в поисковых системах на первую страницу выдачи с помощью комплексных стратегий. Основная цель специалиста — повышать рейтинг сайтов по релевантным запросам и привлечению органического (неоплачиваемого) трафика.
Срок обучения SEO — 3-6 месяцев на специализированных курсах с получением сертификата, 1 год — самостоятельное обучение. Стоимость курсов от 10 000 до 25 000 гривен, индивидуальное обучение со специалистом — 40 000 гривен.
Количество вакансий для SEO-специалистов на сентябрь 2024 года — 698 (Robota.ua). Уровень зарплаты от 15000 до 70000 гривен, в зависимости от опыта работы, компании и уровня ответственности. После курсов вы можете рассчитывать на должность Junior SEO-специалист с оплатой от минималки до 25 000 гривен (получите, если сумеете себя продать).
SMM-специалист
Работает с социальными сетями и привлекает аудиторию на проекты заказчика или работодателя. Отвечает за имидж бренда в социальных сетях, рост интереса к продуктам и обратную связь от клиентов.
Срок обучения — 3 месяца. Стоимость курсов — от 11 000 гривен. Учения проводят студии и онлайн-школы. Следует выбирать компанию, которая может обеспечить не только сертификат, а и возможность трудоустройства.
Овладеть профессией SMM можно и самостоятельно, на обучение уйдет от 6 до 12 месяцев (учитесь в свободное от работы и быта время). После курсов можно рассчитывать на зарплату от 19 000 гривен брутто, если будет работать в Киеве. Доход может быть привязан к региону проживания, это тоже следует учитывать при выборе профессии.
Продакт-менеджер
Это специалист, отвечающий за создание продуктов, проверку спроса на рынке и разработку стратегий продаж. В обязанности специалиста входит нахождение идей, разработка первого прототипа продукта и первичное тестирование.
Работа для продакт-менеджера есть в следующих областях:
- Fintech;
- IT-компании;
- Стартапы;
- Онлайн-магазины;
- Образование;
- Гейминг;
- Здравоохранение;
- Другое.
На рынке Украины продакт-менеджеру без опыта готовы платить до 20 тысяч гривен. Освоить профессию можно на курсах или самостоятельно. Доступна бесплатная программа по IT продакт-менеджменту на сайте приложения Дия, но для ее прохождения необходима авторизация.
Курс позволит понять, что вообще представляет собой профессия и хотите ли вы развиваться в этом направлении.
Таргетолог
Это специалист по настройке таргетированной (целевой) рекламы в сети. Основная задача таргетолога — создать эффективные рекламные кампании, которые будут показываться определенной аудитории, заинтересованной в продвигаемом продукте или услуге.
Помните, если вы планируете искать работу на украинском рынке, ваши обязанности будут зависеть исключительно от компании. Предприниматели стремятся получить универсального работника и платить фиксированную сумму за большой объем работы — это закон бизнеса. Изучите все навыки, которые сможете и закрепите на практике, это станет конкурентным преимуществом при поисках работы.
Дополнительно изучайте иностранные языки. Если рассчитываете на международные проекты, ваша цель — английский, польский, немецкий на уровне минимум В1.
После курсов у вас есть несколько вариантов для поиска работы:
- Агентства цифрового маркетинга. Будете работать с проектами их клиентов как член команды.
- Большие предприятия. Ваш путь в отдел digital-продвижения или маркетинга.
- Фриланс. Вы сами ищете проекты и клиентов. В этом случае доходы не гарантированы, но и не ограничены.
- Стартапы. Таргетологи помогают продвигать продукты на рынок и увеличивать продажи.
Таргетолог в Украине зарабатывает от 10 000 гривен в зависимости от опыта, уровня трудоустройства и знания иностранных языков. Можно рассчитывать на офис с генератором или удаленную работу.
Видеомейкер
Специалист, работающий с фотографиями и видео для социальных сетей или сайтов. Эти навыки могут потребовать от SMM-специалиста при трудоустройстве, но следует помнить, что это отдельная профессия. В Украине таким специалистам платят от 8000 гривен в месяц или за проект, зависит от вашего опыта и умения договариваться.
Работа для видеомейкеров есть в следующих областях:
- онлайн-магазины;
- услуги;
- образовательные продукты;
- блоггинг;
- компании разного профиля;
- стартапы.
Видеомейкерам учат на курсах, время обучения — 2-6 месяцев. Цена обучения от 6500 гривен и выше. Помните, что самих курсов не хватит для трудоустройства в солидную компанию, начинайте развитие с небольших проектов, стартапов, наработайте портфолио и поймите, с чем нравится работать.
Автор цифрового контента и копирайтер
Это специалисты, создающие тексты для проектов разного профиля. В Украине их привыкли называть копирайтерами, хотя разница между этими профессиями есть (копирайтер пишет рекламные тексты с конверсией, которую можно посчитать, автор контента — информационные тексты).
Научиться работать с контентом можно самостоятельно, на обучение уйдет от 6 месяцев до 2-х лет, в зависимости от выбранного направления и количества свободного времени. Курсы обучают профессии за 3-9 месяцев и стоят от 4200 гривен за программу.
Важно!
Низкий порог входа в профессию не означает, что будет легко зарабатывать много. Авторы контента постоянно учатся новым приемам письма, программам, приложениям, приспосабливаются к изменениям на рынке и в стратегиях продвижения сайтов в поисковых системах.
У копирайтера 3 пути развития:
- Работа в агентствах и студиях. Это обычная работа с 9.00 до 18.00, 5 дней в неделю. У вас будут четкие обязанности, социальный пакет и зарплата от 15 000 гривен. Или не будете иметь социальных гарантий, вас оформят как ФЛП, но зарплата будет больше.
- Фриланс. Ищете клиентов и заказы самостоятельно, оплачиваете налоги и продвигаете свой бренд.
- Собственный бизнес. Это может быть сайт, курс, книга, сообщество, консультации, собственное агентство. Вариантов развития много.
В большинстве случаев, после курсов, человек идет работать в какую-нибудь компанию для наработки опыта или на фриланс.
Следует помнить, что из фриланса вернуться в найм будет трудно. Эйчары не любят тех, кто был на свободных хлебах и могут не пропустить, даже на второй этап собеседования.
Причина — человек, работавший сам, хуже адаптируется к коллективу, знает сколько реально стоит его время и не готов идти на невыгодные для себя условия.
Кроме того, опыта фрилансеров (если это не узкоспециализированный специалист с сильным личным брендом), недостаточно, чтобы работать с корпоративными клиентами и корпорациями. Компаниям проще взять человека по найму с немного худшими навыками, чем учить фрилансера, который уволится в любой момент, если на него начнут давить.
Email-маркетолог
Это специалист по разработке, настройке и оптимизации маркетинговых кампаний с помощью электронных писем. Основная обязанность — влиять на лояльность клиентов и увеличивать продажи.
На рынке Украины можно найти дистанционные вакансии или вас ждет работа в офисе. Требования к кандидатам совершенно разные и зависят от потребностей работодателя.
Специальности учатся на курсах, срок обучения — 2-4 месяца. Стоимость — от 7500 гривен. Бесплатно получить базовые знания и понять, подходит ли вам профессия, предлагает SendPulse. Email-маркетологи в Украине получают от 20 000 гривен. Подумайте, в какой сфере вы хотите работать и выберите направление.
Как выбрать выгодное направление в диджитале?
С выбором профессии не следует торопиться, чтобы не спустить время и деньги на ветер. Сделать выгодный выбор поможет:
- Мониторинг вакансии на рынке. Мы идем работать ради денег, и читаете ли вы эту статью явно не только из любопытства. Посмотрите какие зарплаты в Украине, список обязанностей и подумайте, сможете ли вы жить на эти деньги.
- Трезвый взгляд на реальность. Мы взрослые люди с кучей обязанностей и проблем, у вас не будет столько свободного времени, как у студентов. Подумайте, где вы возьмете время на обучение, чем готовы пожертвовать.
- Варианты развития. Вам достаточно обычной работы или планируете развивать собственные проекты? Ответ на этот вопрос определит дальнейший путь профессии.
Выберите формат обучения
Как быстро вы хотите начать работать и готовы ли платить за курсы? Платные курсы позволят выйти на рынок труда уже через 6 месяцев, даже если вы пришли в профессию с нуля. Но это не гарантирует 100% трудоустройства, компании хотят специалистов с высшим образованием и опытом.
Для быстрого старта в профессии требуется:
- Поиск бесплатных курсов, изучение нескольких программ и понять, подходит ли вам выбранное направление.
- Произвести мониторинг тематических платных курсов на рынке и выбрать доступную программу. Выбирайте компании, которые могут предложить студентам помощь в трудоустройстве и доступ к комьюнити.
- Составить собственную программу обучения. Курсов недостаточно для работы по профессии. Посмотрите обязанности специалистов в желаемых вакансиях, какие требования предъявляют компании к кандидатам, и составьте список сервисов и тем, которые нужно изучить. Это будет ваше дополнительное образование.
- Найти практику. Опыт работы следует получать с первых дней обучения. Дайте знать знакомым, друзьям, в социальных сетях, что вы учитесь. Предлагайте помощь с проектами за символическую плату. Почему не бесплатно? Оплата затраченного времени поможет получить первые деньги из нового направления и избежать обесценивания, когда окончательно выйдете на рынок.
Сколько вы хотите зарабатывать?
Об этом нужно думать еще на этапе обучения. Четкое понятие сколько денег вы хотите иметь позволит правильно определить приоритеты и дальнейший путь в профессии.
Например, если вам нужно 20 000 гривен в месяц, достаточно будет закончить курсы, сделать портфолио, мониторить вакансии и ходить на собеседования. В ситуации, когда претендуете на доход 200 000 гривен в месяц, план действий будет другим:
- обучение и самообразование;
- создание собственного бренда;
- развитие профессиональных контактов;
- тематическое коммьюнити;
- сотрудничество с известными людьми и компаниями;
- конференции и тренинги в качестве приглашенного специалиста, спикера;
- создание собственных продуктов;
- публикации в медиа;
- многое другое.
Доход — показатель ценности специалиста и его умение продать себя на рынке. Никто не заплатит 200 000 гривен человеку, которого никто не знает. Вам придется системно работать, чтобы получить подобные деньги. Определение личных финансовых ориентиров облегчит вам жизнь и увеличит шансы на успех.
Краткое резюме
Начать карьеру в сфере диджитал — несложно, здесь есть работа и деньги на любые амбиции. Для успешного старта нужно ответить на несколько вопросов:
- Где и с чем вы хотите работать?
- Сколько вы хотите зарабатывать?
- Сколько времени готовы работать?
- Что готовы инвестировать в обучение?
- Какие у вас планы на профессию? Обеспечит ли она вам желаемый уровень жизни?
- Чего хотите добиться в первый год работы?
Ответы на вопросы и будут вашим ориентиром на первое время. А вы уже работаете в диджитале или только планируете это сделать?