В 2020 году украинцы приобрели через Интернет товаров и услуг на 107 млрд грн, поэтому часть рыночных продаж онлайн с 2019 года выросла на 41%. Мировая же статистика розничных e-commerce продаж выросла на 19%. Такой бум электронной торговли, по данным исследования ООН, спровоцировали ограничения, введенные для борьбы с распространением пандемии Сovid-19. А перевод работников на удаленную работу из дома вывело в рейтинг самых популярных покупок онлайн рынок интерьеров.
Интерьерный e-commerce Pufetto провел исследование, чтобы выяснить, как менялась динамика оффлайн и онлайн продаж мебели в Украине с начала коронакризиса.
По его данным, в 2021 году люди уже настолько освоились в формате покупок онлайн, что покупали в 1,5 раза больше, не заботясь о возможных рисках.
Например, если еще в 2019 году 97% продаж диванов приходились на физические магазины, то в 2020 году 10% покупались онлайн, а в этом году через интернет продается уже 40% диванов и кроватей.
В общем потребители активнее стали инвестировать в мебель для сидения и оборудование ванной комнаты.
С появлением тенденции делать пространство вокруг себя более удобным и уютным, шкафы также стали популярными среди потребителей. Pufetto запустил продажу этой мебели в начале 2021, и категория уже показала рост в онлайн и офлайн, что в 2-3 раза опережает темпы продаж диванов.
Украинцы захотели добавить цвета и красоты интерьерам
В то же время предметы декора покупают преимущественно офлайн — 99,9% продаж. Незначительный процент приходится на интернет-продажи, например, в результате апселлинга в магазине.
— Как правило, это аксессуары — накладки, ковры, лестницы и тому подобное. Их популярность также значительно выросла среди потребителей. Если в 2019 году предмет декора дополнительно покупал каждый десятый клиент, тренд этого года показывает, что уже каждый второй выбирает себе аксессуары. Такое желание понятно, ведь люди до сих пор проводят больше времени дома и стремятся делать пространство эргономичным, создавать вокруг себя красоту, — объясняет СЕО Pufetto Сергей Выговский.
Это заметно и в цветах отделки интерьеров. От доминантного серого в 2019 году предпочтения аудитории перешли к умеренному разнообразию — с вкраплениями зеленого в 2020 году, бежевого, коричневого, синего в 2021 году. Преобладают спокойные оттенки, без ярких красок.
Такие предпочтения перекликаются с цветами года по версии Института Pantone. 2020-й назван годом классического синего цвета, воспринимается как цвет покоя, придает ощущение мира внутри. Цветами 2021 объявлено спокойный серый и оптимистичный желтый, призваны передать месседж силы и надежды.
Как изменился портрет покупателя мебели?
Самыми активными покупателями являются пары, их доля от общего количества аудитории неизменна в течение трех лет подряд, с 2019 по 2021, и равна 56%. Меняются только соотношение мужчин и женщин. В 2019 годах покупателей-женщин было 32%, а мужчин — 12%, в следующем году — 30% и 14%, 2021 — 29% и 15% соответственно.
Целевой аудиторией по возрасту остаются люди 30-40 лет, их доля в статистике существенно увеличилась с 49% в 2019 году до 58% в 2021.
Украинцы в возрасте до 30 лет стали покупать меньше — с 31% перед пандемией до 20% в 2021 году.
На 1% по сравнению с 2019 годом упала динамика продаж в возрастной категории 40-50 лет — до 14%, в то же время она увеличилась с 5% до 8% в категории 50-60+.
Итоги и прогнозы
Карантинные ограничения во всем мире вызвали бум интернет-продаж. А на украинском рынке, который развивался в диджитал не так активно, как в Китае и Америке, внесли существенные изменения в правила игры.
В течение карантина украинцы привыкли покупать онлайн не только одежду, бытовую технику и детские товары, но и продукты, мебель, строительные материалы.
Заметна тенденция, когда дом перестал быть местом, куда люди приходят исключительно спать. Широкого употребления получило понятие домашнего офиса. Онлайн-продажи товаров этой категории взлетели в несколько раз. И выиграли именно те компании и магазины, которые смогли быстро трансформироваться под новые условия и требования покупателя.
Коронавирус изменил и культуру использования онлайн-сервисов в массах: потребители стали проводить больше времени с мобильными устройствами — до 5 часов в день.
В целом эксперты ожидают, что в течение 2021 темпы роста e-commerce сохранятся и вырастут еще на треть. Этому будут способствовать введение безопасных способов оплаты, удешевление доставки, скорость и качество сервиса.