Исследовательская компания Gradus Research совместно с общественной организацией Impact Force провели опрос малого, среднего и крупного бизнеса, чтобы узнать, берут ли на себя компании миссию помогать в решении неотложных социальных вопросов, какие социальные инициативы поддерживают и сколько денег на это тратят.
84% опрошенных украинских бизнесов утверждают, что в определенной степени вовлечены в решение социальных вопросов. Чаще всего бизнесы помогают, предоставляя товары или услуги, связанные с их деятельностью (43%), или поддерживают социальные инициативы деньгами (36%). Еще одной распространенной формой помощи является волонтерский труд сотрудников (32%).
Помощь военным на первом месте: 41% опрошенных собственников и руководителей бизнеса декларируют это. И здесь больше всего проявляют себя компании, занимающиеся оптовой или розничной торговлей. Вместе с тем, украинские компании также приобщаются к развитию общин (29%) и выделяют средства на социальную защиту (27%). Более половины респондентов (53%) декларируют, что приобщаются к решению социальных проблем, оказывая материальную помощь непосредственно адресатам. Треть респондентов (37%) также помогают через партнерскую благотворительную или общественную организацию. Самостоятельные социальные программы реализуют 27% опрошенных бизнесов.
Инициатива в большинстве случаев исходит от владельцев или руководителей бизнеса — у 87% опрошенных компаний именно они занимаются функциями, связанными с реализацией социальных инициатив.
Сколько в среднем за месяц бизнесы тратят на такую помощь?
Половина опрошенных компаний (48%) выделяет до 10 тысяч гривен ежемесячно — это характерно для небольших компаний, преобладающих в структуре выборки исследования. Еще четверть бизнесов — от 10 до 50 тысяч гривен. В общем, видим определенную тенденцию — бюджеты на помощь часто зависят от финансовых показателей бизнеса — чем больше годовой оборот компании, тем больше она донатит. Например, бюджеты на социальные инициативы от компании с оборотом более 1 млрд гривен в год могут превышать 1 млн гривен в месяц.
“Великая война коренным образом изменила приоритеты и социальное поведение большинства украинцев, повлияв на многие аспекты нашей жизни: начиная от того, какие продукты мы предпочитаем, до того, как мы общаемся или принимаем решения. Совместные вызовы сплотили нацию вокруг самого важного и сделали волонтерство неотъемлемой частью нашей жизни. Не остался в стороне и бизнес: и большой, и малый. Важно сохранить это чувство единства и готовности помогать друг другу и после Победы. Социальный импакт как обязательный элемент бизнес-стратегий предпринимателей и изменение социального поведения украинцев должны стать залогом и символами успешного и постоянного послевоенного обновления Украины», — комментирует Ольга Дьякова, соучредитель NGO Impact Force.
“В целом можно говорить о высокой включенности украинских бизнесов в решение социальных проблем. Даже компании с годовым оборотом до 100 тысяч гривен находят возможность донатить на социальные нужды ежемесячно продукцией, деньгами или волонтерством. Более того, подавляющее большинство опрошенных бизнесов готово продолжать эти социальные инициативы и после окончания полномасштабной войны. А это еще раз демонстрирует силу горизонтальных связей в украинском обществе, которые начали прорастать еще во время Майдана и расцвели сейчас”, — комментирует Евгения Близнюк, социолог, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research.
Опрос проведен исследовательской компанией Gradus Research. Период проведения: 28 декабря 2022 – 16 января 2023 года. В нем приняли участие 318 респондентов (собственниками/руководителями малого, среднего и крупного украинского бизнеса). Метод опроса — самозаполнение анкеты в специальном приложении Gradus в смартфоне.