В 2024 году 15 украинских IT-компаний вошли в список лучших аутсорсеров мира. Отрасль аутсорсинга активно развивается и остается привлекательной для начинающих предпринимателей. Особенно это касается бизнес-задач в сфере IT.

OutSourcing
Аутсорсинг — это об услугах для бизнеса от специалистов в определенной нише. Однако, мало знать чем занимается аутсорсинговая компания. Для успешного ведения бизнеса необходимо понимать особенности развития такой организации, вызовы и сложности, которые могут возникнуть на ее пути. Как основатель UX/UI дизайн компании DreamX, решил поделиться своим опытом открытия аутсорсинговой компании. Верю, что мои инсайты могут помочь предпринимателям и всем, кто только задумывается об аутсорс бизнесе, понять природу таких компаний.
Идея создания DreamX
DreamX — аутсорс компания, специализирующаяся на UX/UI дизайне. Я основал ее в январе 2022 года накануне полномасштабного вторжения. С чего все началось? С целей, на которые повлияли несколько факторов. Хотел попробовать зарабатывать головой, ведь руками всегда можно успеть. К тому же стремился заниматься тем, что имеет сильный потенциал роста. Когда-то в юности работал фотографом и почувствовал, что не удается масштабироваться. Физически не мог быть на нескольких фотосессиях одновременно. Тогда и возникло желание делать что-то, что можно масштабировать в неограниченных количествах.
Выбрал UX/UI дизайн из-за высокой маржинальности и небольших рисков. Это направление импонировало мне своей прогрессивностью и возможностью выйти на международный рынок. Я не дизайнер и до сих пор не умею пользоваться Figma, с которой работают мои специалисты. При этом я имел определенный опыт в продажах, и это сыграло важную роль в становлении бизнеса. Я четко понимал как продавать и договариваться. И что самое важное — делать это выгодно. Создавал ли я бизнес-план? Нет. У меня был документик с задачками, где я формировал идею и логотип. Где я искал команду? Первых работников находил среди знакомых, с которыми мог договориться на лояльных условиях. В начале компании были я и только один дизайнер. Сейчас DreamX уже три года. В компании более двадцати человек создают дизайн для клиентов в различных нишах, а я ежедневно говорю с клиентами с разных континентов. Этому предшествовало много усилий и вызовов, о некоторых из них делюсь ниже.
Неудачный запуск первой компании
DreamX — не первая аутсорс компания, которую я основал. В 2020 году я запустил похожую компанию — 2SA. Тогда я стремился попасть в IT, подавался на множество вакансий, а на собеседования меня не звали. Решил прокладывать дорогу самостоятельно. У меня была знакомая художница, которая рисовала логотипы и иллюстрации. Я предложил ей сотрудничество и находил клиентов. За первый месяц мы заработали 10 тысяч гривен, за второй уже 30 тысяч. Дальше она захотела заниматься собственным делом. Потом через знакомых я нашел начинающего дизайнера из Винницы, а через инстаграм нанял фрилансера, которая искала работу. Так компания доросла до шести человек. Работали на лояльных условиях и договаривались об определенном проценте от продаж. У меня была табличка, кто сколько процентов должен был получать. А потом в какой-то момент в компании не было клиентов, а люди хотели работать. Так все и посыпалось. После этого у меня был марафон собеседований с IT-компаниями, во время которых я узнал о культуре и налаженном процессе работы внутри многих из них. Эти инсайты помогли построить хорошую систему, которая сейчас есть в DreamX.
Почему не сложилось с первой аутсорсинговой компанией? Во-первых, я не думал о «длинных» деньгах. Отсутствие качественного планирования и финансового анализа делали невозможным развитие бизнеса. Во-вторых, не было финансового резерва. Я не мог предлагать людям зарплату в тысячу долларов, потому что не был уверен, что я ее выплачу. Приходилось договариваться на процентной основе. Я не откладывал деньги, которые приходили в компанию. Тогда у меня еще не было разделения средств и понимания, как договариваться с клиентами выгодно. Все это в итоге и привело к закрытию первой аутсорс компании.
Факапы и уроки
Факапы — это бесценный опыт, который работает на развитие дела. Да, это ошибки, но если их анализировать, они становятся очень ценными. В начале я не понимал, как привлекать клиентов. Во времена первой аутсорс компании если везло привлечь клиентов — все работали. Когда не везло — не работали. Это был ошибочный подход. Сейчас в DreamX понимаем, как продавать с мыслью о будущем. У нас есть стратегии привлечения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных клиентов. И это работает.
Первый год деятельности я понимал, что надо сфокусироваться на маркетинге. Я хотел быстрого результата. Это имело где-то такой вид: «давайте сайт создадим, работаем над SEO, давайте еще что-то сделаем, а что там дальше?». Фокус сбивался с одной цели на другую слишком быстро. Основной ошибкой было не фокусироваться на тех процессах, где все хорошо получалось. Если удается продавать через какую-то фриланс платформу, то сначала лучше масштабироваться на ней, а не бежать переделывать сайт.
Советы тем, кто хочет создать аутсорс-компанию
Не бойтесь быть жесткими в своих решениях. В свое время, у меня в команде работали специалисты, которые были хорошими людьми, но не профессионалами. То, что они делали, было мне не нужно, и мне пришлось с ними попрощаться. Это неприятно, но стоит делать для развития и эффективности бизнеса.
Всем начинающим я бы советовал думать о продажах и считать маржинальность. И напоследок — не усложняйте себе жизнь и упрощайте процессы, когда это возможно. Это проверенный путь к прогрессу.