Уже с 16 марта в Украине введен карантин, а с 25 марта и чрезвычайное положение — это связано с пандемией COVID-19. Студенты и школьники ликуют, производители антисептиков и туалетной бумаги наверняка закрыли планы продаж на несколько лет вперед, чего не скажешь о представителях малого бизнеса.
Мы в Netpeak Cluster провели мини-исследование и опросили 260 начинающих предпринимателей о том, как они справляются с торговлей в условиях тотальных ограничений.
Напомним, что Netpeak Cluster — бесплатная платформа от агентства интернет-маркетинга Netpeak, в рамках которой начинающие предприниматели получают поддержку по вопросам онлайн-продвижения от специалистов агентства.
Не офлайном единым живет малый бизнес
Так как Netpeak Cluster направлен на сферу онлайн-предпринимательства, представителей исключительно офлайна в нашем исследовании не оказалось. Тем не менее, всего 36,4% опрошенных работают только в онлайне и не имеют ни одной офлайн-точки.
С 17 марта по всей стране действует закон, обязывающий приостановить работу всех учреждений, кроме продуктовых магазинов и аптек. На малом бизнесе это тоже отразилось, но, к счастью, большинство респондентов либо продолжают работу (так как их не коснулся закон), либо не паникуют и переходят в онлайн.
Здорово, что в онлайн переходит не только торговля, но и производственные процессы. Ровно половина опрошенных полностью перешла на удаленную работу (и мы в Netpeak их полностью поддерживаем). 33,4% респондентов частично работают в офисе, частично удаленно, и только 16,6% продолжают работать в офисах.
Продажи и планы развития
В связи с высокой вероятностью экономического кризиса, покупательская способность если не падает, то переключается на другие категории товаров. Сейчас людям гораздо важнее обеспечить себя необходимыми мерами безопасности, чем начинать ремонт или обновлять гардероб. Большинство наших респондентов заметили спад в трафике и заказах, и связывают это с наступившим карантином и кризисом. У 20% опрошенных ничего не поменялось, и только 8% отметили рост заказов, связанный, по их мнению, с карантином.
Если говорить о планах, то большинство начинающих предпринимателей не готовы вкладывать деньги в онлайн-продвижение и проводить какие-либо эксперименты. Здесь мнений было много: кто-то беспокоится о безрезультатном расходе бюджета, других пугает перспектива остаться без финансовой подушки, третьи вообще не видят каких-то перспектив и предпочитают переждать, четвертые просто не видят смысла запускать рекламу, так как падение валют отрицательно сказывается на их прибыли. 44% опрошенных считают, что сейчас самое время для онлайна. 4% довольны текущими результатами рекламы и не собираются ничего менять.
7 советов для бизнеса, как стать сильнее во время карантина
- Не забывайте про «подушку безопасности», но и не увлекайтесь чрезмерными накоплениями. Пробуйте выходить в онлайн и находить свою целевую аудиторию там. Для этого сегментируйте бюджет и определите ту часть, которая позволит вам продержаться на плаву еще какое-то время. Остальные деньги вложите в привлечение новых клиентов.
- Будьте гибкими и дорабатывайте процесс продаж уже сейчас. В связи с карантином в ecommerce придет много клиентов, которые до этого ни разу не заказывали товары / услуги в интернете. Таким нужно больше внимания менеджера, времени на принятие решения, понятных процедур регистрации и покупки.
- Внедряйте CRM и настраивайте четкую аналитику. Таким образом вы не только сможете отследить каналы привлечения новых клиентов, но и сделаете процесс продажи гораздо более быстрым и автоматизированным. Помните про офлайн-клиентов из предыдущего пункта и постарайтесь разгрузить менеджеров.
- Переходите на удаленный график работы. Во-первых, так вы не будете подвергать риску своих сотрудников и их семьи. Во-вторых, формат удаленной работы полезен — он позволяет развить самодисциплину у сотрудников, а руководству понять, какие рабочие процессы нужно корректировать. В-третьих, вы сэкономите на стоимости содержания персонала (оплата интернета, электричества, покупка чая, кофе, хозтоваров и т.д.).
- Выходите в онлайн. Сейчас то самое время, когда покупать в онлайне будут все — от одежды и техники до предметов первой необходимости (за которыми раньше можно было выйти в ближайший супермаркет). Подружитесь с Google Ads и Facebook Ads Manager — при небольших вложениях сегодня вы сможете привлечь гораздо больше заинтересованных покупателей, чем даже месяц назад.
- Не перегибайте с хайпом на коронавирусе. Только ленивый сейчас не выпускал посты, мемы или рекламные кампании, обыгрывающие тему вируса. Но в связывании всех месседжей компании с COVID-19 есть несколько проблем:
- Проблема №1: грань между провокационными шутками и «чернухой» достаточно тонкая, и перейти ее слишком легко. В итоге можно не только потерять клиентов, но и здорово испортить репутацию.
- Проблема №2: размещая в соцсетях 36 мемов в час, вы, безусловно, сможете привлечь внимание к своему бренду — набрать больше лайков, просмотров, репостов. Проблема здесь в том, что аудитория, полученная с помощью фанового контента, вряд ли будет заинтересована в покупке.
- Проблема №3: искусственно созданный инфошум вокруг коронавируса. Я пролистала 20 постов в своей ленте в Facebook, и 12 из них были связаны с карантином, дефицитом товаров на полках, пандемией, «мы все умрем». Информации обо всем этом настолько много, что вскоре мы рискуем выработать баннерную слепоту на еще одну тематику публикаций.
- Проблема №4: оригинальность публикаций. Вы уверены, что собираетесь первым в своей нише опубликовать рецепт антисептика в домашних условиях? Если уж вы решили немного «похайпить», перед размещением убедитесь, что раньше вас не «похайпил» конкурент. Иначе потеря интереса к такой, казалось бы, животрепещущей теме наступит раньше, чем мы предполагаем.
- Мойте руки с мылом, проветривайте помещения и высыпайтесь. Только так вы сможете оставаться максимально продуктивным, рассудительным и трезвым руководителем, который сможет вовремя повернуть штурвал бизнеса напрямую к прибыли.
Не поддавайтесь панике — за последние 2 десятка лет мы пережили уже 3 довольно сильных кризиса, переживем и этот. А тот, кто мобилизуется и выстрелит уже сейчас, не только переживет кризис, но и выйдет из него победителем.