Рынок стартапов Украины в 2018 году вырос на 30%, а привлеченные инвестиции в проекты превысили 336,9 млн.долларов. Эксперты прогнозируют, что в 2019 году инвестирования в украинские разработки также увеличится, а изобретали смогут привлечь до 500 млн.долларов на реализацию собственных проектов. Несмотря на такие радужные цифры, финансирование новейших разработок остается низким. Государство пока не в силах поддерживать отечественных стартаперов, а посему часть изобретений, созданных нашими соотечественниками, уходят зарубеж. Как стартапам правильно привлекать венчурные инвестиции, расскажем ниже.
В какие стартапы чаще всего инвестируют
“Как показывает статистика, чаще всего заинтересованность у венчурных инвесторов вызывают стартапы в сфере IT,
— рассказывает основатель научной платформы
science4technology Владимир Гусак —
Если посмотреть на список проектов, которые получили наибольшее финансирование в прошлому году, то 90% проектов — это онлайн-сервисы и платежные системы”.
Но это вовсе не значит, что в другие проекты инвесторы деньги не вкладывают. Наоборот, инвестиции перестали быть закрытыми и доступными определенному кругу людей. Стать инвестором сегодня может практически каждый гражданин, передав деньги в инвестиционную компанию или приобретя токены проекта на биржах ICO. К инвестиционно привлекательным можно отнести проекты на стыке технологий и определенного сектора хозяйства:
- финансы и технологии (Fintech);
- технологии в аграрном хозяйстве;
- технологии в медицине;
- проекты в области BigData;
- инжениринговые проекты;
- проекты в сфере e-gov;
То есть выбор сфер для создания успешного стартапа довольно широкий. Но проблема заключается еще и в том, что никто не обучает инноваторов и стартаперов общению с инвесторами, а также методам и технологиям, которые способны помочь проекту привлечь финансирование извне.
“В Украине практически нет условий и ресурсов для открытого общения стартаперов и инвесторов,
— говорит Владимир Гусак —
И это проблема, которая тормозит развитие рынка стартапов Украины. У инноваторов возникает множество вопросов: где искать инвесторов, как вести с ними диалог, какую информацию необходимо предоставить, чтобы заинтересовать инвесткомпании и другие. Мы стремимся создать такую открытую площадку для общения между бизнесом, инноваторами и инвесторами”
Как инвесторы выбирают проекты
Чтобы привлечь внимание и деньги инвестора, необходимо понимать, как именно они выбирают проекты и по каким критериям. Можно выделить следующие ключевые факторы, которые станут определяющими в принятии решения:
- продукт. Инвестор хочет понимать, будет ли производимый продукт востребован на рынке. Для этого стартаперам желательно проводить маркетинговые исследования, чтобы изучить долю рынка, отношение потенциальных покупателей к товару или услуги, а также спрогнозировать популярность продукта после официального запуска.
- команда. 90% стартапов на этапе идеи выглядят очень привлекательно. Но когда начинаешь изучать состав команды, то приходит понимание, что эти сотрудники просто не смогут реализовать задуманное. Поэтому стартапам стоит задуматься о качестве команды и возможностях каждого ее члена. Сильная команда — явный плюс для инвестора.
- сроки окупаемости. Естественно, каждый инвестор хочет хотя бы приблизительно знать, когда он вернет свой капитал, инвестируемый в проект, и получит прибыль. Поэтому для встречи с предполагаемым инвестором необходимо сделать дорожную карту проекта и экономический просчет окупаемости инвестиций.
- стадии развития проекта. Дорожная карта должны быть обязательно. Инвестору важно понимать, что будет происходить с проектом на различных этапах его существования.
- медиа-поддержка. Этому пункту инноваторы уделяют мало внимания, а зря! Мощная медийна поддержка помогает инвестору принять положительное решение об инвестировании. Ведь если проект достаточно известен, то вызывает большее доверие профессионального и инвестиционного сообщества.
Где искать инвесторов
Существует несколько способов привлечь инвесторов и инвестиции для реализации проекта. Рассмотрим некоторые из них:
- прямое обращение к инвестору. Это самый распространенный способ, но и самый проблематичный. Вы составляете письмо-предложение, подкрепляете свои слова презентациями, прогнозами и дорожной картой, направляете пакет документов инвестору и ждете его решения. Проблема в том, что инвесторы получают такие письма десятками в день и удаляют даже не открыв. Поэтому шансы того, что вам повезет и ваше письмо откроют составляют не более 30%. А вероятность того, что инвестора заинтересует ваше предложение еще меньше.
- представить свой проект на ICO. В таком случае вы можете привлечь держателей криптовалют и выдать им определенную часть токенов проекта, которые и станут залогом ваших обязательств по выплатам перед инвесторам. Но рассчитывать на этот способ тоже особо не следует. Рынок ICO Украины также значительно упал с 19 млн.долларов в 2017 году до 8 млн.долларов в 2018. Такое снижение вызвано, в первую очередь, падением доверия к криптовалютам и токенам, а 90%, которые вышли на ICO и собрали определенную сумму денег, исчезают сразу же после сборов.
- специализированные площадки для общения. Сегодня в мире существуют несколько площадок, где стартаперы могут презентовать свои проекты инвесторам. Самой популярной, к примеру, является TechCrunch. Стартапы просто выставляют презентацию проекта и собирают отклики и предложения от финансовых компаний, банков и инвесторов.
По такому же принципу работает научная платформа Science4Technology. Стартапер может создать страницу проекта, наполнить ее информацией, добавить презентацию проекта, дорожную карту. Предложения будут представлены инвесторам, а команда проекта поможет в рекламном и медийном сопровождении.
“Основная наша цель — это создать площадку для общения между инвесторами и изобретателями, а также помочь стартаперам рассказать о проекте в научном и профессиональном обществе,
— говорит Владимир Гусак —
Мы берем функции медийного и рекламного сопровождения на себя абсолютно безвозмездно, ведь наш проект является общественным, а не коммерческим”.
То есть теперь стартапам не придется гоняться за инвесторами. Достаточно просто презентовать проект, подкрепить свои заявления расчетами, прогнозами, дорожной картой, публикациями в медиа и вести диалог с инвестором напрямую. Сегодня площадка Science4Technology доступна пользователям из Украины, стран СНГ, Европы и Америки.