Украинские офисные работники возвращаются к работе, адаптируясь к условиям войны. Уровень трудоустроенности граждан вырос в три раза с начала полномасштабного вторжения. Об этом свидетельствуют результаты исследования общественно-политических настроений украинцев, проведенного Gradus Research в конце 2023 года. Однако как себя чувствует сейчас наиболее активная в экономическом плане доля населения 25-55 лет? Каковы их уровень счастья и приоритеты в жизни? Gradus Research провели кросс-культурное исследование среди офисных работников в Украине, а также в семи других европейских странах с наибольшим оценочным показателем ВВП: Германии, Франции, Италии, Великобритании, Испании, Нидерландах и Польше, и последовали ключевые тенденции и отличия.
Война накладывает свой отпечаток. Украинские офисные работники наименее счастливы среди опрошенных стран
Высокие показатели удовлетворенности жизнью демонстрируют жители тех стран, которые в большей степени обеспечены тем, что они ценят в жизни — здоровьем, безопасностью, карьерными возможностями и т.д. Таким образом, самый высокий показатель среди опрошенных стран у Нидерландов — 7,5 пункта из 10 возможных. Следующей следует Великобритания с индексом счастья в 7,4 балла из 10. Германия и Франция, в свою очередь, отмечают одинаковый уровень — 7,3, а Польша и Италия оценивают его на 6.9 и 6.8 пунктов, соответственно.
Индекс счастья украинцев находится на отметке 5.6 пунктов, что, очевидно, является следствием российской агрессии и спровоцированных ею безопасных, экономических и других последствий.
Переосмысление приоритетов. Здоровье и безопасность в топе в Украине
Из всех опрошенных европейских стран именно украинских офисных работников (71%) больше всего делает счастливыми собственное здоровье и здоровье близких.
Закономерно, что фактор безопасности и мирной жизни также находится в топе среди украинских респондентов (67%). Доля избравших этот фактор в нашем государстве значительно выше, чем в других исследуемых странах, особенно по сравнению с Италией (28%) и Нидерландами (27%), где разница составляет почти два с половиной раза. Ближе к Украине важность фактора безопасности декларируют поляки (48%), что, очевидно, связано с культурным сходством и географической близостью к Украине.
Что же касается финансовой обеспеченности, то она является самым весомым для 50% опрошенных офисных работников из Украины, и, таким образом, третьим по значимости условием для счастливой жизни. Для Италии (53%) и Германии (50%), что интересно, этот фактор занимает первое место, хотя почти идентичен соответствующему проценту в нашей стране.
Справедливость в обществе является условием счастливой жизни для 19% украинских респондентов, и среди опрошенных государств по этому показателю Украину опережает только Германия (25%). Интересно также, что для украинских мужчин по сравнению с европейскими важнее счастье близких людей и справедливость в обществе.
Также одним из исследуемых факторов счастья было наличие собственной семьи, и он среди опрошенных украинских женщин, работающих в офисе, самый высокий среди всех опрошенных стран.
«Совершенно прогнозируемо, что война отразилась на общем уровне счастья украинцев. Но здесь важно смотреть на изменение приоритетности факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью: вопросы здоровья и безопасности стали особенно важными для нас, и с продолжительностью боевых действий они будут приобретать еще большее значение. Финансовый фактор тоже в топе. И это важный сигнал в контексте миграционной политики: уже сейчас мы видим, что будет возвращать украинцев домой после окончания войны», — отмечает Евгения Близнюк, социологиня, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research.
Отчет с результатами исследования доступен для загрузки на сайте Gradus Research по ссылке.
Опрос был проведен компанией Gradus Research методом самостоятельного заполнения анкеты в мобильном приложении/через онлайн-платформу. Аудитория опроса: люди в возрасте 25-55 лет, проживающие сейчас в крупных городах и работающие на должностях офисных работников в сферах производства товаров/услуг или розничной торговли. Всего было проведено 822 интервью. Период проведения опроса: 17 ноября — 24 декабря 2023 года.