Традиционно по итогам первого полугодия эксперты Всеукраинской рекламной коалиции пересматривают свои декабрьские прогнозы годовых объемов рекламно-коммуникационного рынка.
Самое главное и основное: хочется поблагодарить ВСУ за возможность нашего рынка работать и продолжать его развитие! Без них это было бы невозможно.
Первое полугодие 2024 г. оказалось благоприятным для рекламных инвестиций и поэтому индустрия настроена вполне оптимистично, просмотрев свои прошлогодние ожидания в сторону увеличения, или, по крайней мере, подтвердив их. При этом все мы понимаем, что конечный результат 2024 года очень зависит от того, как пройдет сентябрь-декабрь с точки зрения black-outs и каковы законодательные ограничения для рекламы игорного бизнеса в различных медиа.
Но сейчас мы ожидаем, что рынок в 2024 году вырастет на 33% по сравнению с прошлым годом – консолидированные данные исследования медиа рынка приведены в таблице:
Итоги 2023, млн грн | Прогноз 2024 декабрь, млн грн | Прогноз 2024 сентябрь, млн грн | Процент изменений 2024 к 2023, % | |
ТБ-реклама, всего | 3 870 | 6 100 | 6 100 | 58% |
Прямая реклама | 3 500 | 5 600 | 5 600 | 60% |
Спонсорство | 370 | 500 | 500 | 35% |
Digital ТБ | 450 | 750 | 800 | 78% |
Реклама в прессе, всего | 357 | 375 | 387 | 8% |
Национальная пресса | 235 | 247 | 258 | 10% |
в т.ч. спонсорство | 56 | 59 | 62 | 11% |
Региональная пресса | 51 | 54 | 54 | 6% |
Специализированная пресса | 71 | 75 | 75 | 6% |
OOH Media, всего | 3 244 | 4 605 | 4 655 | 43% |
Внешняя реклама | 2 081 | 3 009 | 3 009 | 45% |
Транзитная реклама | 617 | 740 | 790 | 28% |
DOOH | 504 | 805 | 805 | 60% |
Indoor реклама | 42 | 51 | 51 | 21% |
Радио реклама, всего | 865 | 1035 | 1125 | 30% |
Национальное | 550 | 680 | 765 | 39% |
Региональное | 75 | 85 | 85 | 13% |
Спонсорство | 240 | 270 | 275 | 15% |
Digital (Internet) Media реклама* | 13 736 | 14 732 | 16 777 | 22% |
Всего рекламный медиа рынок | 22 522 | 27 597 | 29 844 | 33% |
* обновленный факт 2023 г. от IAB, поскольку в декабре 2023 г. был прогноз по состоянию на сентябрь
Digital
IAB Украина провела волну исследования объемов рынка интерактивной рекламы по собственной методологии, предусматривающей три последовательных этапа и кросс-проверку данных, предоставленных агентствами, паблишерами, продавцами CTV и исследователями.
Рекламные бюджеты демонстрируют стабильный рост и, несмотря на ситуацию в стране, мы ожидаем, что не только медийная реклама, но и поиск и другие сегменты рынка будут превышать довоенные объемы бюджетов.
Среди основных драйверов рынка хочется отметить быстрый рост объемов видеорекламы и активную экспансию видео на ТВ-устройстве.
Также мы обновили факт 2023 для digital рекламы, поскольку на момент публикации в декабре прошлого года итогов года от IAB был прогноз по состоянию на сентябрь 2023:
Digital реклама | Итоги 2023, млн грн | Прогноз 2024, млн грн | Процент изменений 2024 к 2023, % |
Банерная реклама, объявления в социальных сетях, rich medіа | 8 500 | 9 367 | 10% |
Цифровое видео, вкл YouTube (без СТV) | 5 236 | 7 410 | 42% |
ВСЕГО ИНТЕРНЕТ МЕДИА | 13 736 | 16 777 | 22% |
Поиск (платная выдача в поисковых системах), включая часть GDN | 15 606 | 20 288 | 30% |
Инфлюенсер маркетинг | 408 | 510 | 25% |
SMM* | 496 | 793 | 60% |
SEO | 1165 | 1 491 | 28% |
Другой диджитал | 398 | 477 | 20% |
ВСЕГО ИНТЕРНЕТ РЫНОК | 31 809 | 40 337 | 27% |
*содержит часть медиабюджетов, размещенных через профильные агентства
ТВ
В 2024 году на ТВ вернулись почти все рекламодатели из довоенного ТОП50, что способствовало росту рынка в пределах прогнозируемого восстановления. По результатам первого полугодия категория «фарма» уже меньше 45%, что является признаком оживления рынка из-за увеличения количества рекламодателей в целом. Определенное беспокойство вызывает фактор «блэк-аутов», но первая волна отключений пришлась на рекламный «не сезон» на ТВ, поэтому все обошлось и не привело к сокращению ранее заявленных бюджетов.
Прогноз восстановления рынка в пределах 60%-65% от 2021 года оснований пересматривать нет, но в наше время возможно все как улучшение, так и ухудшение. Рынок прямой рекламы балансирует в пределах 5,4 – 5,6 млрд грн и все будет зависеть от объема сезонных рекламодателей, так как ТОП-20 уже подрос по сравнению с прошлым годом на 69%, а их возможности не безграничны.
А вот рынок спонсорства, неожиданно, в первом полугодии вырос больше прогнозируемого и в рейтингах составляет почти 13% всей телевизионной рекламы. Если бы не фактический запрет на спонсорство для игорного бизнеса, можно было бы прогнозировать рост сегмента до 700 млн гривен. К сожалению, этого не произойдет, потому что эта категория была самой большой на ТВ и ее отсутствие значительно ухудшит показатели второго полугодия. Поэтому в спонсорстве прогноз остается неизменным 500 млн гривен в год.
Digital ТВ
Этот сегмент продолжает активно расти: Digital TV становится частью как диджитальных кампаний, так и расширяет охват ТВ кампаний. Также способствует развитию большое количество спортивных событий, транслируемых на ОТТ-платформах: матчи сборной Украины в отборе к ЕВРО и именно ЕВРО-2024, бой Александра Усика (Megogo), Олимпиада и Паралимпиада, которые активно проматывали все платформы.
В то же время изменение законодательства для Беттинга может существенно повлиять на бюджеты вер-игру, так же, как и блэк-ауты.
Но в целом Digital TV определенно продолжит свой рост.
ООН
Первые восемь месяцев подтвердили прогноз Индустриальный Комитет Внешней Рекламы (ИКВР) по росту рынка. Отрасль прогнозирует повышение на 43% до конца года.
Наиболее интенсивно рос Западный регион, занятость в некоторых городах достигала отметки 87%. Центральный регион и даже города на Востоке показали рост занятости во всех основных форматах.
Подтвердился прогноз по стремительному росту DOOH. К концу года скорректированная оценка не изменилась и составляет 60%. Драйверами роста являются стабильный спрос со стороны системных рекламодателей, а также расширение сетей операторов и модернизация цифровых носителей. Комбинирование статических форматов с цифровыми носителями и внедрение новых технологических решений решили вопросы отсутствия света и сохранили рекламные бюджеты отрасли.
ИКВР продолжил уделять внимание исследованиям. Несмотря на организационные сложности, особенно в Восточном регионе, зона мониторинга была расширена до 12 городов.
Объемы рекламной коммуникации в транзитной рекламе за I полугодие 2024 превзошли общие ожидания сегмента в конце 2023 года, поэтому прогноз на текущий год стал более оптимистичным и составляет 790 млн грн (+28% к прошлому году).
Радио
По состоянию на 1 полугодие 2024 года рынок радио рекламы в этом году снова превосходит все ожидания, что заставляет пересмотреть прогноз на весь 2024 год в положительную сторону. У этого есть несколько причин:
- В первую очередь, возобновление мониторинга в октябре прошлого года, а также диалог между исследователем, радиохолдингами и рекламными агентствами стали значительным аргументом для рекламодателей разных категорий инвестировать бюджеты в радио – как показывает это полугодие, возврат и синхронизация данных исследования и мониторинга радиостанций дает возможность клиентам более объективно, активно и с чувством уверенности (в наше неопределенное время) закладывать бюджеты на радио в своих стратегиях.
- Наибольшую роль в росте бюджетов сыграли следующие категории: техника (+450%), кондитерские изделия (+180%), безалкогольные напитки (+160%), онлайн-казино (+150%) и продовольственные товары (+120%). Традиционно ТОП категории для радио, как: торговля (+70%), автотранспорт (+50%) и финансы (+20%) – также имеют заметный рост бюджетов (*в сравнение 1 полугодия 2024 года к 1 полугодию 2023 года).
- Стоит отметить, что с 22 недели 2024 из радио вышла категория онлайн-казино, которая занимала заметную долю в спонсорстве на рынке радио – 15%. А спонсорство, как формат, выросло на +300% по сравнению с 1 полугодием 2023 года. Мы склонны прогнозировать, учитывая этот фактор, что другие ТОП категории, которые раньше не рассматривали, или использовали этот формат изредка, будут заинтересованы в нем как в инвентаре, который стал в разы доступнее с точки зрения эфирного времени – меньший клаттер, выше шанс быть услышанным за счет выхода вне стандартного рекламного блока.
В 2024 году рост рынка радио рекламы ожидается на уровне 30+%, что позволит впервые в истории этого медиа пересечь отметку в 1 миллиард гривен.
Реклама в прессе
Эксперты УАМБ, предоставляя данные для уточнения прогноза объемов рекламы в печати на 2024 год, отметили, что в текущий момент существует два основных фактора, которые влияют на их ожидания по поводу тенденций во 2-й половине 2024 года.
Первый – это постепенное, но медленное увеличение рекламы в издательских проектах. Рекламодатели наиболее активно реагируют на новые предложения, новые возможности для коммуникации с четко обозначенными аудиториями, придают высокий вес доверию аудитории к качественным издательским проектам.
Но есть и второй фактор – определенная нестабильность таких, обнадеживающих проявлений. Хотя рекламы в издательских проектах становится больше, издатели пока не готовы существенно пересматривать свои прогнозы на 2024 именно из-за нестабильности и чрезвычайной трудности прогнозирования. Поэтому Экспертный совет УАМБ представляет осторожный прогноз по увеличению объемов рекламы в национальной печати и не изменяет прогноз по другим показателям на 2024 год.
МАМИ
Эксперты Международной Ассоциации Маркетинговых Инициатив (Мами) прогнозировали рост рынка маркетинговых сервисов на 19% (корректива июля 2024 – 20%). Масштабные и комплексные производительные проекты, разнообразие новых идей и разноплановость задач, внедрение новых инновационных технологий – вот основные тенденции первого полугодия.
Растет спрос на персонализированные кампании, акцент на социальной ответственности брендов актуальны согласно сегодняшним украинским реалиям. Trade marketing, loyalty marketing, consumer marketing увеличатся на 20%, 15% и 20% соответственно, – подтвердили оценку предоставленную в декабре 2023. В Event marketing и sponsorship, по мнению специалистов, возможен рост на 30% по сравнению с 2023 годом.
Маркетинговые сервисы | Итоги 2023, млн грн | Прогноз 2024, млн грн | Процент изменений 2024 к 2023, % |
Объем рынка МС, ВСЕГО | 2 828 | 3 388 | 20% |
В том числе: | |||
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) | 1 426 | 1 711 | 20% |
Loyalty marketing (Mailing, DB management, Contact-Center) | 616 | 708 | 15% |
Consumer marketing | 526 | 631 | 20% |
Event Marketing and Sponsorship | 260 | 338 | 30% |
PR
ВРК вместе с Change Communications запустило исследование рынка PR, методология разработана специалистами MZ Hub.
Цель исследования – сформировать детальную карту PR-рынка в Украине, в частности, выяснить его структуру, уточнить перечень услуг, предоставляемых специалистами сферы связей с общественностью, и идентифицировать ключевые проблемы, с которыми они сталкиваются.
Опрос длится с августа по сентябрь, результаты будут обнародованы осенью 2024 года.
Игорь Полосьмак, Наблюдательный Совет ВРК