«Мы — пиццерия, которая использует технологии, или технологическая компания, которая доставляет пиццу? Вероятно, и то, и другое», — говорит директор по цифровым технологиям Domino’s Pizza Деннис Мелони.
За 61 год существования крупнейшая в мире сеть пиццерий несколько раз была на грани закрытия. Но в последнее десятилетие компания вырвалась в лидеры рынка благодаря цифровым инновациям и пока удерживает первенство. Как ей это удалось, расскажем в статье.
От банкротства до миллионных оборотов: девять поворотных моментов в истории Domino’s
Биография основателя сети Domino’s Тома Монагана — классика американской мечты: в четыре года он оказался в приюте, а через несколько десятков лет стал мультимиллионером. И, как во всякой подобной истории, на пути героя поджидало множество препятствий.
- После приюта Монаган несколько раз поступал в университет, но денег не хватало даже на учебники. В 1960 году, после того как Том в очередной раз бросил учебу, брат Джим предложил ему вместе купить за 500 долларов пиццерию DomiNick’s возле университета в городе Ипсиланти. Но через восемь месяцев Джим захотел выйти из бизнеса. Том выкупил свою часть, отдав брату Volkswagen Beetle, который использовали для доставки пиццы.
- Заказы в заведении росли, а рабочих рук катастрофически не хватало. Иногда Монаган сам выходил в ночные смены и работал чуть ли не круглыми сутками. Оптимизировать процессы удалось, упростив меню. Заведение предлагало пять размеров пиццы. На их приготовление уходило одинаковое время, а вот прибыль от маленьких пицц была наименьшей. Монаган отказался от шестидюймовой пиццы (15 сантиметров) — и в первую же ночь выручка увеличилась на 50 процентов.
- В 1961 году Том купил еще два ресторана, а в 1965-м решил объединить их под одним брендом. Имя DomiNick’s не годилось: прежний хозяин пиццерии не разрешал использовать его для сети заведений. Один из развозчиков пиццы предложил название Domino’s. Монагану понравилось, что оно созвучно старому, а еще позволяет использовать логотип с изображением домино и тремя точками — по количеству ресторанов. Том собирался добавлять точки по мере открытия новых заведений. Тогда он не думал, что через 56 лет их станет больше 18 тысяч.
- В конце 60-х Монаган посетил семинар по франчайзингу, где познакомился с основателем McDonald’s Рэем Кроком и загорелся идеей продавать франшизы. В 1969 году количество пиццерий Domino’s выросло с 12-ти до 44-х. Но стремительное расширение обернулось катастрофой: почти все заведения обанкротились, и Монаган оказался в долгах на 1,5 миллиона долларов. Чтобы избежать банкротства, управление компанией пришлось временно передать бизнесмену Кену Хивлину.
- Монаган взялся за обновление бизнес-стратегии. Отказался от масштабирования ради масштабирования, снизив цель до 20 новых заведений в год. Стал тщательно отбирать франчайзи: продавал франшизу только тем, кто минимум год проработал менеджером в Domino’s, запустил программы обучения и мотивации. А еще — искал новые пути привлечения клиентов: в 70-е появилось известное правило: «Доставляем за 30 минут — или вы получаете пиццу бесплатно». В результате он вернул контроль над компанией и рассчитался с долгами.
- К 1983 году Монаган продал тысячную франшизу, в честь чего сделал себе подарок: купил бейсбольный клуб Detroit Tigers за 35 миллионов долларов. К концу 80-х Domino’s Pizza стала самой быстрорастущей сетью ресторанов в США. Компания владела почти 5 тысячами заведений в Соединенных Штатах и более чем 200-ми за рубежом. Монаган построил штаб-квартиру Domino’s на площади почти 700 гектаров, купил 244 коллекционных автомобиля и самую большую в мире коллекцию легендарного архитектора Фрэнка Ллойда Райта.
- В 1989 году Монаган, будучи ревностным католиком, внезапно решил продать бизнес и посвятить себя благотворительности. Хотя покупатели не находились, он передал управление компанией помощникам и отошел от дел. Бизнес начал приходить в упадок, и инициативу на рынке быстро перехватил конкурент, Pizza Hut.
- Через 2,5 года Монагану пришлось вернуться, чтобы спасать компанию. К тому времени у Domino’s были долги на полмиллиарда долларов. А в 1993-м суд обязал компанию выплатить 79 миллионов долларов женщине, сбитой одним из курьеров, мчавшимся на красный свет. После этого правило доставки за 30 минут отменили. Монаган начал переформатировать бизнес: уволил ряд топ-менеджеров, существенно сократил издержки, оптимизировал меню и систему управления. Все это позволило уменьшить долги и выйти из кризиса.
- В 1999 года для Domino’s наконец нашелся покупатель: инвестиционная компания Bain Capital. Новое руководство сосредоточилось на программе экономии: сокращении издержек, закрытии неприбыльных ресторанов, изменении меню. Но политика оказалась неудачной: в 2006-2008 годах выручка постоянно падала. Настоящие изменения начались только в 2010-м, с приходом нового генерального директора Патрика Дойла, который возглавил технологическую революцию компании.
Заказать пиццу за 17 секунд: цифровые инновации бренда
Что, если бы клиент мог заказать пиццу, пока ждет зеленого сигнала светофора? Такую задачу Патрик Дойл поставил IТ-отделу Domino’s. Эта фишка должна была стать конкурентным преимуществом: в тот период пользователи как раз активно заменяли кнопочные телефоны смартфонами, а мобильных приложений для ресторанов еще не существовало.
Domino’s стал технологическим новатором в ресторанном бизнесе. С разработки приложения, которое позволяет сделать заказ за 17 секунд, началась история превращения сети пиццерий в food tech-компанию.
Больше 15 способов заказа пиццы
В 2016 году из 800 человек, работавших в штаб-квартире, половина занималась программным обеспечением и аналитикой. К тому времени в Domino’s запустили бота для заказов Dom с искусственным интеллектом, назвав его первым в розничной торговле и электронной коммерции. Затем предложили еще несколько способов заказа: при помощи смарт-часов, смарт-телевизоров и отправки смайлов в Twitter.
Сегодня клиенты сети могут выбирать из более чем 15 способов заказа: при помощи Google Home, Facebook Messenger, Apple Watch, Twitter, Slack, Smart TV, Ford Sync, Amazon Alexa и других приложений. А постоянные покупатели могут просто открыть мобильное приложение — и заказ произойдет автоматически через 10 секунд, основываясь на индивидуальных предпочтениях человека.
Большой выбор позволяет бренду персонализировать опыт для каждого клиента. Не удивительно, что в 2020 году больше 70 продаж Domino’s в США пришлось на цифровые каналы.
Доставка робомобилями
Кроме процесса заказа, Domino’s оптимизирует и доставку, стараясь сделать ее максимально быстрой и комфортной. Чтобы опередить конкурентов, компания инвестировала в два инструмента: электрические велосипеды и беспилотные автомобили (робомобили).
В 2019 году Domino’s начала доставку заказов на электровелосипедах. Если традиционный велосипед решает проблемы с пробками и парковкой, то электро- добавляет еще одно преимущество: скорость, когда речь идет о холмистых городах. Так, в Сиэтле холмы были тяжелыми даже для самых спортивных курьеров. С покупкой электровелосипедов компания смогла нанимать больше курьеров и быстрее доставлять заказы.
Кроме того, благодаря GPS курьеры-велосипедисты могут доставлять пиццу в места без адреса: на любимую лавочку клиента в парке или к шезлонгу на пляже.
В 2021 году Domino’s внедрила в Хьюстоне (Техас) доставку без водителей. Клиентам, выбравшим автономную доставку, высылают код и отправляют по адресу робомобиль Nuro R2. Его местоположение можно отслеживать в приложении. Чтобы открыть робомобиль и достать пиццу, нужно ввести код на тачскрине робота.
«Мы смеемся над тем, что клиенты постоянно разговаривают с роботом, — говорит директор по цифровым технологиям Domino’s Деннис Мелони. — Очень часто благодарят его или прощаются, и это здорово: значит, мы создаем увлекательный опыт, который их не разочаровывает».
Бизнес-культура «быстрых провалов»
«Мы предпочитаем запустить 50 небольших инноваций в течение двух лет, чем потратить то же время на разработку одного большого проекта», — говорит Деннис Мелони.
Принцип внедрения инноваций в Domino’s больше напоминает технологические компании, чем рестораны: быстро внедряй — быстро тестируй.
«Domino’s построил бизнес-культуру «fail fast» («быстрых провалов». — Ред.), — рассказывает вице-президент Domino’s по развитию электронной коммерции Келли Гарсия. — Мы приветствуем риск. Но на ранних этапах тестируем и анализируем идею, чтобы сразу увидеть, работает ли она».
Чем быстрее выясняется, есть ли у проекта потенциал, тем быстрее можно переходить к следующему этапу.
Тестировать есть на ком. Благодаря множеству цифровых каналов Domino’s собрал базу данных из 85 миллионов профилей клиентов.
«Эти данные — огромная роскошь: они открывают гораздо больше возможностей для использования цифровых инструментов, которые позволяют нам сегментировать потребителей и проводить точный маркетинг, — признается исполнительный вице-президент и директор по маркетингу Domino’s Арт Д’Элия. — Мы можем очень точно измерить влияние инноваций. Эти замеры стали решающими для высокого процента успешных запусков за последнее десятилетие».
Конкуренция и перспективы
В 2020 году потребители в США потратили рекордные 14 миллиардов долларов на доставку пиццы. Почти половина этой суммы ушла бренду Domino’s. Технологические инновации пришлись особенно кстати в коронавирусный год, который полностью изменил привычки людей и перевел в онлайн даже самых консервативных.
«Доставка лежит в основе того, кто мы есть, поэтому для нас очень важно быть лидером», — утверждает Деннис Мелони.
Но удерживать первенство на цифровом рынке становится все сложнее: бесконтактной доставкой и заказами при помощи чат-ботов сегодня никого не удивишь. Десять лет назад Domino’s действительно был новатором в ресторанной сфере, но сейчас аналогичные методы активно внедряют и конкуренты.
Свои центры инноваций есть не только у Domino’s, но и у Wendy’s, KFC и других популярных заведений. Видя, что food tech-стратегия окупается, сети ресторанов инвестируют в технологии и делают все возможное, чтобы облегчить жизнь потребителей. Долго ли Domino’s сможет сохранять лидерство на этом рынке, узнаем в ближайшие годы.