Чем больше круг ваших знакомств, тем больше шансов найти лучших клиентов, партнеров, сотрудников. И если в Украине это только один из инструментов для продвижения бизнеса, то на международных рынках – он едва ли не основной! Особенно, когда речь идет о B2B продаж и рынке экспертных услуг.
По ходу своей международной экспансии, украинские предприниматели все чаще сталкиваются с проблемой: европейцы покупают «у своих» и зайти в сложившийся круг партнеров и поставщиков очень тяжело. Здесь не поможет таргетированная реклама, SEO-продвижение. Единственный путь – построение доверия с потенциальными клиентами. Что такое «культура траста» и как управлять отношениями, чтобы они приносили прибыль бизнесу?
Определите категорию интересующих вас людей
Становясь на путь международного нетворкинга, легко поддаться искушению и нырнуть в водоворот ивентов, конференций и бизнес-сообществ. Не пытайтесь с целью полезных знакомств посещать все мероприятия, которые только сможете найти. Чтобы успешно развивать нетворкинг для бизнеса, определите свою целевую аудиторию и места, где она проживает. Да, это могут быть конференции, выставки, инвенты, клубы по интересам. Сейчас многие мероприятия проходят online – выбирайте и вступайте именно в профильные сообщества.
Составьте список интересных людей и знакомьтесь с ними, даже online – добавляйте в друзья в соцсетях, ставьте лайки на публикации, пишите комментарии, участвуйте в дискуссиях. Но помните, что нетворкинг – живой процесс и в укреплении взаимоотношений должны участвовать две стороны.
Позаботьтесь о рекомендациях
По теории рукопожатий, любых двух человек на планете соединяет не более 5 уровней личных контактов. А с появлением соцсетей это расстояние еще больше сократилось. Теперь мы можем достичь кого угодно. Пора использовать этот шанс. Вы ищете поставщика кожи в Нидерландах или клиента на IT-услуги в США? Подумайте, кто из вашего круга знакомых имеет социальные связи в нужных вам нишах/странах – начните поиск с них. А когда нашли нужного вам человека, позаботьтесь о рекомендации от вашего общего знакомого. Будь то маленькое интро в директе LinkedIn или общий чат в WhatsApp. Это уже отличает вас от сотен холодных рассылок и сообщений в соцсетях, поступающих вашему потенциальному партнеру.
Помогайте другим быть успешными
Развивать нетворкинг – это не значит продавать собственную услугу либо продукт при каждом знакомстве. Это значит помочь другому человеку решить его задачу. Всегда думайте, какую пользу вы можете принести собеседнику. Помогите человеку найти партнера, клиента или другой нужный контакт и он захочет отблагодарить вас даже после длительного времени.
Позвольте людям говорить о себе
Первая встреча с человеком не должна быть вашей саморекламой. Покажите интерес к личности собеседника. Задавайте открытые вопросы, вызывающие разговор. Это отличный способ заводить знакомства для интровертов. Необязательно говорить о себе, спрашивайте и вы будете интересны другим людям. Ищите общие точки соприкосновения, возможно, у вас похожий бизнес или одни интересы. Дайте человеку больше говорить о себе. Так она будет чувствовать свою значимость, что положительно отразится на его отношении к вам.
Стройте отношения «в глубину»
Люди обращаются к тем, кому доверяют. Для повышения доверия уделите внимание живому общению – не только переписывайтесь с человеком, но и общайтесь голосом, чтобы передать собеседнику свою интонацию, эмоцию, настроение. Обязательно благодарите людей за предоставленную услугу (ценный совет, полезное знакомство) словесно или материально. Да-да, комиссию никто не отменял. Персонализируйте важные контакты – поддерживайте связь, поздравляйте со знаменательными датами. Вовремя подаренный кастомизированный презент поможет создать тесный контакт с интересующим вас человеком. Персональная открытка тоже рабочий инструмент.
Поддерживайте связь после знакомства
Если в вашем списке появился новый контакт, это только половина дела. При большом количестве встреч человеку будет сложно вспомнить, откуда он вас знает. 90% контактов теряется именно так. Лайфхак, который поможет закрепить знакомство – совершить селфи при первой встрече. Даже если он онлайн. Отправьте собеседнику общую фотографию с мероприятия вместе со своим контактом – так у него останется информация о вас и вашем знакомстве.
Помните, что связаться с новым знакомым после первой встречи лучше в течение 1-2 дней. Но важно быть не навязчивым, а полезным. Вернитесь к вашему разговору и, например, поделитесь интересной ссылкой на тему общения.
Старайтесь строить личные связи таким образом, чтобы вы могли поделиться теплым контактом из любой сферы. Это не просто, но именно так вы создадите вокруг себя сильное окружение любопытных людей. Дальше уже – дело техники, от момента первого знакомства до конвертации в сделку могут пройти месяцы. Впрочем, инвестируемые в отношения время и усилия никогда не будут напрасны, ведь обладают накопительным эффектом. Что называется сарафанным радио.