Пока весь мир экспериментирует с ChatGPT, инвесторы считают потенциальные доходы, а в Google переживают за будущее поисковой системы. Ведь революционную технологию искусственного интеллекта, по которой работает бот, уже подхватили десятки компаний, и сейчас Кремниевая долина переживает очередной хайп.
Но насколько ChatGPT — коммерчески успешная история? Почему сейчас он вряд ли составит конкуренцию Google? И сколько еще продуктов по этой технологии появится в ближайшее время? Подробнее обо всем — в статье.
История ChatGPT: Илон Маск, революционная технология и инвестиции Microsoft
Публичный успех ChatGPT насчитывает всего несколько месяцев: его последняя версия, которая мгновенно приобрела сумасшедшую популярность — 1 миллион пользователей за пять дней, — появилась в ноябре 2022 года. Но компания OpenAI, создавшая революционный продукт, имеет более долгую историю, связанную с громкими именами Кремниевой долины.
OpenAI основали в 2015 году Илон Маск и бывший глава Y Combinator Сэм Альтман. Они, а также другие известные предприниматели (инвестор Питер Тиль, соучредитель LinkedIn Рейд Хоффман) пообещали выделить на проект 1 миллиард долларов.
Целью бизнесменов было создание некоммерческой организации по разработке искусственного интеллекта (AI) для противодействия его централизации: патенты и исследования собирались сделать доступными для общественности. На сайте OpenAI говорилось, что разрабатывать искусственный интеллект будут«таким образом, который, скорее всего, принесет пользу человечеству в целом».
В 2018 году компания выпустила первую версию GPT — новейшего поколения АI. GPT расшифровывается как Generative Pre-trained Transformer. Другими словами, бота учили люди на больших объемах реального контента из интернета (каких именно, не раскрывается). Именно поэтому бот способен создавать тексты, максимально напоминающие человеческую речь.
Хотя первая версия GPT была гораздо менее мощной, чем нынешняя, уже тогда она превосходила схожие продукты на рынке: лучше понимала прочитанное и делала выводы на основе содержания. Например, получив информацию о потерянном телефоне, бот понял бы, что вы пойдете его искать.
Вскоре OpenAI разработал версию GPT-2: база данных, на которых обучали бота, выросла в 10 раз, а сгенерированные им тексты стали более естественными. GPT-2 мог адаптироваться к любой команде без специального обучения.
Выпуск GPT-2 вызвал у AI-сообщества беспокойство из-за возможного использования искусственного интеллекта не по назначению. Поэтому в результате OpenAI сделал общедоступной менее мощную версию бота.
В тот же период совет директоров OpenAI покинул Илон Маск. Как обычно, события с его участием вызвали много громких заявлений. В самой компании сообщили, что причиной стало предотвращение возможного конфликта с интересами Tesla. Маск настаивал, что не соглашался с некоторыми действиями и планами OpenAI. А позже, в 2019 году, бизнесмен сообщил в Twitter, что Tesla соревнуется за тех же сотрудников, что и OpenAI. В последние годы он постоянно критикует компанию, которую когда-то основал.
В 2020 году OpenAI сменила статус: из некоммерческой организации превратилась в компанию с так называемой ограниченной доходностью. Это позволило инвесторам увеличить потенциальную прибыль в 100 раз. Остальные деньги должны быть направлены на некоммерческую работу.
Тогда же Microsoft инвестировала в OpenAI 1 миллиард долларов. Две компании объявили о партнерстве. OpenAI лицензирует свою технологию исключительно для Microsoft, что позволяет tech-гиганту конкурировать с Google, который разрабатывает собственный искусственный интеллект.
В июне 2020 года OpenAI выпустил версию GPT-3, гораздо более мощную, чем предыдущие: если GPT-1 включала 117 миллионов параметров распознавания и понимания языка, GPT-2 — 1,5 миллиарда, то GPT-3 — 175 миллиардов. В считанные секунды бот обрабатывает миллиарды слов: GPT-3 может вести диалог, отвечая, как живой человек, кодить, писать тексты, обучать или генерировать идеи. Но во время работы бот не подключается к интернету, поэтому использует только данные, полученные при обучении.
Поскольку OpenAI осторожно относился к возможности неправомерного использования искусственного интеллекта, сначала доступ к нему был приватным, а затем — открытым частично. В конце 2022 года возможностями GPT-3 смогли воспользоваться желающие во многих странах мира. В феврале 2023 года к ним присоединилась и Украина.
Конкуренция: Microsoft против Google, Baidu и Alibaba
Популярность ChatGPT подтолкнула технологических гигантов к серьезной игре. Недавно в Microsoft заявили о «многолетних многомиллиардных» инвестициях в OpenAI и планах интегрировать его в собственную поисковую систему Bing. По данным Bloomberg, сумма составляет около 10 миллиардов долларов.
Почувствовав угрозу собственному поисковику, Google в феврале запустил чат-бот под названием Bard. Как и ChatGPT, сервис генерирует ответы на вопросы на основе информации, собранной в интернете. Правда, в рекламном видео Bard допустил фактическую ошибку о телескопе Джеймса Уэбба, из-за чего акции Alphabet (материнской компании Google) за день упали сразу на 9 процентов.
Аналогичные планы по созданию конкуренции ChatGPT есть и у других технологических гигантов, в том числе китайских: Baidu и Alibaba.
Проблема конкурентов в том, что OpenAI очень резко изменил игру. Пока компании вроде Google годами работали над чат-ботами по технологии обычного искусственного интеллекта, OpenAI создал и популяризировал Generative AI. Это разновидность искусственного интеллекта, способного создавать что-то новое, максимально похожее на продукты творчества человека.
«ChatGPT дал поколению искусственного интеллекта лицо, то, с чем люди смогли взаимодействовать, — сказал вице-президент компании Jasper Грег Ларссон на недавней конференции Gen AI в Сан-Франциско. — Это кардинально изменило ситуацию. Люди начинают воспринимать это более практично, понимая, как искусственный интеллект вписывается в их жизнь».
Будущее: мыльный пузырь или миллиардные доходы?
Пока хайп вокруг Generative AI — на пике. По словам генерального директора компании Anthropic Дарио Амодея, потребители, стартапы и разработчики с «рекордной скоростью» двигаются к внедрению новой технологии: «Каждый руководитель С-уровня спрашивает:
«Какова наша стратегия искусственного интеллекта? У каждой компании будет искусственный интеллект, у каждой части компании будет искусственный интеллект».
Впрочем, насколько глубоко Generative AI проникнет в нашу жизнь и отберет ли работу у людей, пока не ясно. Ведь даже первые месяцы тестирования показали: ChatGPT может выдавать неверный фактаж, иногда звучит слишком эмоционально, оскорбляет сам и обижается на собеседников.
Те, кто разрабатывает и продвигает Generative AI, уверяют: этот инструмент не лишит людей работы, ведь заменить наши знания, вкус и способность мыслить невозможно. Более того, эксперты считают, что искусственный интеллект повысит эффективность людей: мол, он может научить сотрудников новым приемам и подтолкнуть к инновациям.
Такой оптимизм легко объясняется. Громкий релиз ChatGPT поставил Generative AI на карту для венчурных капиталистов и технологических стартапов, ухватившихся за новую перспективную идею в условиях экономического спада.
Американские компании-конкуренты OpenAI (Jasper AI, Runway) в прошлом году привлекли десятки миллионов долларов инвестиций. В целом же в 2022 году инвестиции венчурного капитала в искусственный интеллект достигли 1,37 миллиарда долларов (78 сделок по всему миру): это примерно равно суммарным инвестициям за предыдущие пять лет. В ближайшие месяцы, по прогнозам, финансирование в этой области только увеличится.
Впрочем, оценки стартапов по разработке Generative AI не соответствуют их бизнес-потенциалу. По данным Wall Street Journal, рыночная оценка OpenAI — 29 миллиардов долларов, а потенциальный доход — десятки миллионов. Хотя компанию рассматривают как коммерчески перспективную благодаря связям с Microsoft, пока это не подтверждается реальным доходом. Аналогичная ситуация с другими подобными стартапами: так, оценка AI Jasper в 1,5 миллиарда долларов в 20 раз превышает доход.
Как именно Generative AI может приносить прибыль, неясно, ведь создание продукта очень дорогое из-за использования больших вычислительных мощностей.
Аналитики Morgan Stanley сравнили цену на запрос в ChatGPT с ценой за поиск в Google. Расходы OpenAI оказались примерно в семь раз выше, чем у Google (0,02 доллара за запрос против 0,003 доллара). Даже если OpenAI получит доступ к Azure (облачному сервису Microsoft, который размещает ChatGPT), запросы в нем все равно будут в четыре раза дороже, чем средний поиск в Google. Поэтому есть риск, что хайп вокруг искусственного интеллекта может превратиться в очередной мыльный пузырь.