Недавно в музее «Код нации» в Киевской области состоялся первый Фестиваль героического кофе «Филижанка». Фестиваль был посвящен погибшему герою Артему Телебеневу (Талибу) и его мечте о создании рецепта украинского кофе, которую в память о нем решила осуществить его вдова Яна Беркут. Это событие, объединившее в себе память, благодарность и создание нового национального символа, поддержали и посетили: третий Президент Украины Виктор Ющенко, Киевская областная военная администрация, ОО «Киевщина — это мы», председатель Гатненской ТГ Александр Паламарчук и неравнодушные украинцы со всей страны — активисты, волонтеры, военные и ветераны.
Но самое интересное всегда происходит за кулисами.
Среди способов организации проектов, как правило, существует два пути:
- «Правильный» путь. Он предполагает четкий алгоритм: разработать концепцию, найти спонсора, создать детальный план, сформировать команду, запустить проект, регулярно отслеживать статусы согласно чек-листам и, как следствие, спать по 8 часов.
- «Неправильный» или «Вопреки». Это проект, который создается в режиме ручного управления, ориентируясь преимущественно на опыт и интуицию.
Если в первом варианте плюс-минус все понятно, и здесь даже ИИ может легко расписать структуру, то во втором ты постоянно балансируешь на грани — состоится проект или нет.
Вспомним треугольник проекта, в котором все связано между наличием ресурсов, временем и качеством. Чтобы сохранить площадь этого треугольника, организатор вынужден жертвовать длинами отрезков. Простыми словами, это означает: если времени мало, то нужно больше ресурсов и, вероятно, более низкое качество.

Треугольник проекта
Так, например, для организации фестиваля среднего качества на 3000 человек желательно иметь 3–5 месяцев времени и несколько миллионов ресурса. И все это имеет право на жизнь, когда ты сознательно выбираешь «правильный» путь.
Но давайте попробуем переосмыслить слова: время, качество, ресурс.
Время
Время какое?
Время в проекте бывает разным. Речь идет о стандартном рабочем графике — 8 часов в день с выходными — или об интенсивной работе по 16 часов без перерывов? Время — это временные нормы на выполнение той или иной работы или фиксация результата на скоростных гонках?
На подготовку нашего фестиваля мы потратили полтора месяца, работая по 16 часов в сутки, без выходных. Мы сэкономили время, обойдя процедурность и вертикаль принятия решений. В один момент я поймал себя на мысли, что не знаю всех деталей в той или иной зоне, но точно уверен: там все в порядке.
Это прекрасное ощущение было спровоцировано делегированием не по зоне ответственности, а по вектору идеи и профессионализму. Простыми словами, команды могли самостоятельно принимать решения, не спрашивая и не оглядываясь на руководящую структуру.
Это, безусловно, огромная экономия времени. Однако, с другой стороны, это и больший риск в отношении правильности принятых решений.
Качество
Качество на Западе — это ощущение комфорта, эстетики и философии. Это также об эмоциях. Помните — «Счастье» и «Рай в шалаше»? Однако качество — это еще и о рисках, об игре с вероятностью и волей.
Помните, «Счастье» и «Рай в шалаше». А еще качество — это о рисках, об игре с вероятностью и волей.
В конце концов, качество — это о вибрации, это о самочувствии. Ведь мы идем на массовые мероприятия не ради идеально выровненной сцены или эксклюзивного пирожного.
В качестве примера можно сравнить концерт панк-группы, собирающий забитый зал на 1500 человек, где билеты стоят от 1000 гривен, но полным отсутствием сервиса, шоу-программы и музыкальной совершенности, с концертом известного поп-певца (с такой же посещаемостью), где все качественно, но не хватает энергии.
На фестивале мы получили тот самый вайб, ради которого гости идут на массовые мероприятия. Эмоциональный всплеск и даже «мурашки» в кульминации. Мы стали как бы той самой панк-группой, которая смогла создать невероятную эмоцию без лишнего пафоса и инструкций к исполнению.
Ресурс
Чаще всего ресурс измеряется в деньгах. А как насчет ресурса креативности, коммуникационного капитала, опыта, актуальности, удачи, узнаваемости, энергии и вовлеченности? Все это — ресурсы, которые трудно измерить вечно зелеными условными единицами.
При подготовке «Филижанки» мерилом энергии для нас была способность оставаться в хорошем настроении в самый конец рабочей ночи. Это когда за день у тебя несколько раз изменились планы, все, кто что-то обещал, не выполнили обещаний, и вот, в конце дня, ты уже как будто принял единственно верное решение, а через минуту оно снова меняется. А ты все равно улыбаешься.
Поэтому вывод очень прост: существует единственный путь для организации фестиваля — правильный. И есть неправильная оценка длины сторон проектного треугольника. Это «пузырь» его площади, который обязательно лопнет, и ты интуитивно чувствуешь, когда это произойдет. А самое важное — это то, что останется после этого взрыва — останется ли вообще хоть что-то.
Кроме музыкальных выступлений, на фестивале были и другие зоны — от лектория до симуляторов дрон-боя. Как вы формировали программу, чтобы объединить элементы памяти, культуры и военной тематики
Когда организуешь благотворительный фестиваль, ты ищешь партнеров — людей, с которыми разделяешь общие ценности. Тех людей, которые тебя поддерживают и поддерживают идею. Именно на этой основе и находятся те активности, которыми наполняется фестиваль.
Проект не работает по принципу «вы придумали и заказали». Вместо этого он работает так, что вы создаете направление, концепцию и идею, а партнеры дополняют и расширяют ее, потому что искренне ею увлечены.
Безусловно, существует базовая структура фестиваля: спеть, потанцевать, пообщаться, поесть, выпить, погулять. Также есть ограничения, касающиеся территории, времени и ресурсов. Все эти факторы учитываются при принятии решения о том, что будет в программе, а что — нет.
Однако настоящее наполнение программы происходит именно благодаря партнерству и глубокой вовлеченности в идею.
Что изменилось, в чем особенность благотворительных проектов во время войны?
Если говорить просто, коммерческий фестиваль — это маркетинг, а социальный — это политика (в широком смысле этого слова). Конечно, в каждом фестивале присутствуют оба эти элемента, но всегда есть определенный нюанс.
Поскольку любая идея является политикой, благотворительный фестиваль можно сравнить с митингом, а коммерческий — с ярмаркой.
Другая особенность — это внутренняя противоречивость самого понятия «благотворительность». Ведь ты создаешь определенную эмоцию, за которую гости тратят средства на то, на что, казалось бы, они и так должны тратить. Фактически, ты предоставляешь услугу, за которую гости «расплачиваются» донатом.
Третья особенность — это наличие бартера, того самого, когда деньги теряют свое первостепенное значение. Ведь благотворительный проект привлекает другие, неденежные ресурсы: креативность, коммуникационный капитал, опыт, актуальность, удачу, узнаваемость, энергию и вовлеченность.
Поэтому организация фестиваля, особенно благотворительного, — это гораздо больше, чем просто соблюдение правил и планов. Это путешествие, которое переосмысливает классические понятия времени, качества и ресурсов. В конце концов, это балансирование на грани. Это может быть «пузырь», который рискует лопнуть, ведь он не вписывается в стандартные рамки. Однако именно этот риск и делает его уникальным, а то, что остается после этого — опыт, эмоции и общее дело — и является настоящей ценностью.


















































































