Уже через две недели после вторжения в Украину экономика РФ претерпела худшее падение с 90-х годов. Из-за западных санкций страна-агрессор потеряла половину золотовалютных резервов. Аналитики считают, что Россия уверенно идет к дефолту.
И это только начало. Так называемая geopolitical cancellation («геополитическая отмена») кровавого режима набирает обороты: бойкот России объявили уже сотни мировых компаний и государственных учреждений. Остановимся на наиболее знаковых санкциях, ускоряющих падение экономики государства-террориста.
Одежда, обувь и косметика
Без кроссовок, модных сумок и украшений: Россию один за другим оставили как масс-маркет, так и люксовые бренды.
Останавливают офлайн- и онлайн-торговлю испанский ритейлер одежды Inditex (бренды Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius, Oysho, Uterqüe), шведский H&M, немецкий — Hugo Boss, испанский — Mango. Даже популярный японский бренд Uniqlo, который до последнего уверял, что «одежда — это базовая потребность» и продолжал бизнес на крови, вынужден был временно приостановить деятельность в стране «из-за ряда трудностей».
Недолго сомневались известные спортивные бренды. Онлайн- и офлайн-торговлю остановили гиганты Nike, Puma и Adidas. Последний приостановил сотрудничество с российским футбольным союзом (бренд поставлял форму для сборной России по футболу).
Достаточно единогласно выступил люксовый сектор: магазины в стране-агрессоре временно закрывают Hermеs, Chanel, концерны LVMH (бренды Louis Vuitton, Christian Dior, Fendi и Givenchy) и Kering (Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta и Balenciaga).
Несколько сложнее ситуация с брендами, работающими по франшизе. Так, всеми магазинами британского бренда одежды Marks&Spencer в России управляет турецкий франчайзи. Хотя M&S прекратил новые поставки, но не может запретить франчайзи продавать уже имеющиеся товары.
L’Oreal также закрывает свои магазины в России и приостанавливает онлайн-продажи. А вот шведская компания Oriflame пошла против течения и решила остаться на российском рынке.
Товары для дома и бытовая химия
Шведский мебельный гигант IKEA приостановил производство в стране-агрессоре, а также торговлю, экспорт и импорт в Россию и Беларусь. Конечно, за последними ковриками и кастрюлями выстроились длинные очереди, а за самые востребованные товары возникали даже драки.
Несколько хитрее ведут себя производители-гиганты косметики и бытовой химии. Так, Procter & Gamble (Ariel, Gillette, Head & Shoulders, Lenor, Mr. Proper, Oral-B, Old Spice, Pantene, Pampers, Tide) останавливает рекламу и инвестиции в РФ, но оставляет в продаже часть товаров, связанных со здоровьем и гигиеной. А еще — увеличивает цены в среднем на 40 процентов.
Похожую политику избрал Unilever, который позволит продавать в России только продукцию, производимую на местных предприятиях. Так же поступил Colgate-Palmolive.
«Мы прекратили все капиталовложения/медиа/рекламу и приостановили импорт/продажи, кроме основных товаров для здоровья и гигиены», — говорится в заявлении компании.
Тем не менее, недооценивать такие шаги не следует. Как сообщает Центр коммуникации и стратегических исследований, только от потери рекламы от топовых брендов страна-агрессор может недосчитаться около 51 миллиарда рублей. Ведь более половины крупнейших рекламодателей в РФ — иностранные бренды, большинство из которых уже объявило бойкот террористам.
Технологии
Прогрессивный технологический сектор выступил единодушно: дело с диктаторским режимом иметь нельзя. Apple приостановил продажу своей физической продукции в России и ограничил услуги Apple Pay. А из App Store за пределами России изъяли рупоры вражеской пропаганды – RT News и Sputnik News.
Google приостановил подавляющее большинство коммерческой деятельности в России, включая рекламу на своих ресурсах и сетях во всем мире для всех российских рекламодателей, новые регистрации в облаке и платежный функционал большинства сервисов.
Microsoft приостанавливает все новые продажи товаров и услуг в России. Так же поступил еще один технологический гигант — Oracle. Отказалась от сотрудничества с террористами и корпорация Adobe, заявив, что несет ответственность за то, чтобы ее продукты и услуги «не использовались для поддержки незаконной войны».
К бойкоту присоединились мировые производители чипов и микросхем: AMD, Intel, TSMC, Nvidia. Сворачивают продажи в России производители компьютерной техники Dell, Lenovo и Asus.
А точка обмена интернет-трафиком LINX (London Internet Exchange) отключила двух ключевых российских провайдеров, «Ростелеком» и «МегаФон», от международного обмена трафиком. По словам министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова, «теперь трафик пойдет через Азию, следовательно, ожидаются джитеры, задержки, падения пингов».
Санкции США и ЕС
Президент США Джо Байден заявил о запрете экспорта предметов роскоши в Россию. Речь идет об огромном списке товаров на 19 страницах. Среди них — автомобили, мотоциклы, часы, алкоголь, духи, украшения, а также долларовые банкноты. В ближайшее время США могут ввести полное эмбарго на продукцию страны-террориста, а также заблокировать международные водные пути для российских судов.
14 марта новый пакет санкций против кровавого режима был принят и в ЕС. К моменту публикации статьи их полный перечень еще не был обнародован. Но, по предварительным данным, вводятся следующие ограничения:
- запрет бизнес-операций с определенными государственными компаниями России (скорее всего, речь идет о нефтяных гигантах) и инвестициях в энергетику;
- ограничение экспорта для компаний, производящих товары оборонного комплекса;
- ограничение импорта на стальную продукцию;
- ограничение экспорта предметов роскоши;
- санкции против российских олигархов и пропагандистов.
Также ЕС намерен повысить пошлины на торговлю с РФ.
Аналогичные меры приняла Великобритания, запретив экспорт в Россию предметов роскоши и на треть подняв тарифы на импорт.
Между тем, некоторые олигархи, почувствовав санкции, внезапно вспомнили, что они пацифисты. Первоначально Олег Дерипаска, известный близкими связями с Путиным, заявил, что «мир очень важен». А потом к миру призвал Андрей Мельниченко — сразу после того, как попал под санкции Евросоюза.
Автомобили и самолеты
Автопроизводители один за другим покинули страну-агрессор: BMW и Ford, General Motors и Volkswagen Group, Mazda и Mitsubishi прекратили экспорт в Россию и остановили местное производство. Останавливает производство в России крупнейший производитель шин — японская компания Bridgestone.
Одним из немногих автомобильных брендов, пока не выразивших свою позицию, остается Renault, владеющий контрольным пакетом акций «АвтоВАЗа». Правда, из-за санкций «АвтоВАЗ» остается без французских комплектующих, а значит, не сможет выпускать новые машины. Из-за этого работников уже отправили в трехнедельный отпуск.
Boeing, Airbus (а это большинство самолетов в российском авиапарке) и другие западные компании, производящие самолеты и их составные части, приостановили поставки и техническое обслуживание.
Нефть и газ
Самый большой челлендж для западных стран — слезть с российской газовой иглы. Первыми подали пример Соединенные Штаты: Джо Байден заявил о запрете на импорт российской нефти и природного газа.
Прекращают работу на российском рынке British Petroleum, ExxonMobil, Shell, Equinor. А это, прежде всего, технологии, от которых зависит российский энергетический сектор. Компенсировать их будет очень тяжело. Если компании когда-нибудь решат возобновить работу, на это может уйти много лет.
Финансовые потери для мировых нефтяных гигантов составляют десятки миллиардов долларов: доля BP в «Роснефти» (20 процентов акций) — 14 миллиардов долларов, Shell имеет в России активы примерно на 3 миллиарда долларов, а ExxonMobil — на 4 миллиарда. Но никто из них больше не хочет иметь дела с террористами и убийцами.
Эксперты считают, что война России против Украины полностью изменила анализ финансовых выгод западных энергетических компаний от ведения бизнеса в России: вторжение в независимую страну слишком кричащий факт, чтобы игнорировать его.
Болезненные санкции уже действуют. Сейчас потери страны-агрессора составляют 3 миллиона баррелей нефти в сутки — это почти половина того, что экспортирует РФ.
Банки и платежные системы
Только российские карты «Мир», только хардкор. С рынка страны-агрессора ушли:
- Mastercard и Visa: не будут поддерживать карты, выпущенные российскими банками, а карты, выпущенные за рубежом, не будут поддерживаться на территории России;
- PayPal: блокирует электронные кошельки россиян;
- Western Union: прекращает работу в России;
- Paysend: прекращает работу в России.
Также часть российских банков отключена от системы SWIFT и больше не имеет возможности совершать сделки в долларах.
Бизнес в России прекратили крупные международные финансовые учреждения, в том числе американские банки Goldman Sachs и JPMorgan Chase, собирается сворачивать деятельность Citigroup. После долгих колебаний и критики инвесторов с российского рынка ушел даже самый лояльный к путинскому режиму немецкий Deutsche Bank.
Об уходе из России заявила и большая финансовая четверка: Deloitte, EY, KPMG и PwC. Среди ее клиентов есть государственные компании: KPMG работала на «Газпромбанк» и «Лукойл», EY занималась аудитом «Роснефти» и «ВТБ Банка», PwC работала на центральный банк России, а Deloitte проводила аудит «Полюса» — крупнейшего производителя золота в РФ. Поскольку все эти иностранные компании глубоко вовлечены в экономику страны-агрессора, процесс выхода может продолжаться месяцы.
С террористами и их пособниками не хотят иметь дело даже оффшоры. Багамские острова отказались проводить финансовые операции с россиянами и белорусами, против которых были введены санкции.
Еда и напитки
Крупнейшей трагедией для рядовых потребителей стал уход с российского рынка сети McDonald’s. В последний день работы ресторанов, 13 марта, к ним выстраивались не меньшие очереди, чем в первый открытый в Москве McDonald’s в 1990 году после падения железного занавеса. Круг замкнулся.
Бойкот диктаторскому режиму после давления мирового сообщества также объявили Starbucks и Coca Cola.
Многие бренды пытаются проскочить между каплями — мол, мы против войны, но должны оставаться «верными гуманитарным аспектам». С этой формулировкой продолжают делать бизнес на крови PepsiCo и Danone. Они отказались от инвестиций, рекламы, продажи части продуктов (вроде напитков 7Up и Mirinda), но продолжают продавать молочные продукты и детские смеси.
Компания Yum Brands, которой принадлежат KFC и Pizza Hut, заявила, что приостанавливает их деятельность в России, хотя большинством из них руководят независимые собственники по системе франчайзинга. А вот Burger King, работающий по такой же модели, не собирается закрывать рестораны.
Не слишком беспокоит война и корпорацию Mars, которой принадлежат бренды Mars, Snickers, Twix, Bounty, Milky Way, Orbit, Whiskas, Pedigree. Руководство бренда довольно расплывчато заявляет, что собирается сократить бизнес в России, сосредоточившись на «питании русских людей и домашних животных». Инвестиции, реклама, экспорт и импорт в Россию и Беларусь прекращаются.
Похожей политики придерживается и Nestle: из всей бизнес-деятельности компания оставила экспорт продукции первой необходимости (например, детского питания) в страны СНГ, а также импорт в Россию, за исключением детского питания, каш, а также некоторых кормов для домашних животных.
Запивать горе россиянам придется отечественным алкоголем. Деятельность в стране-агрессоре прекратили корпорации Brown-Forman (бренды Jack Daniel’s и Finlandia), Diageo (Johnnie Walker, Captain Morgan, Guinness, Smirnoff, Baileys, White Horse), Heineken и многие другие мировые бренды.
Бронирование жилья
Все операции в России и Беларуси отменил Airbnb. Так же поступил и Booking. Пользователи из этих стран не смогут ни сдавать в аренду жилье, ни бронировать его. Более того, Airbnb ввел инициативу в поддержку украинских хостов, которые теряют прибыль из-за того, что временно не могут принимать гостей.
Пользователи платформы из разных стран уже две недели бронируют и оплачивают жилье в Украине, чтобы поддержать пострадавших от войны. По последним данным, люди забронировали «проживание» уже на 434 тысячи ночей, а украинские хосты получили 15 миллионов долларов финансовой помощи.
Маркетплейсы и сервисы доставки
Нечего ходить по иностранным онлайн-магазинам. Все транзакции с российскими аккаунтами приостановили известные маркетплейсы: eBay, Amazon, Etsy.
Нечего покупать — нечего доставлять. Поэтому доставку в Россию и Беларусь прекратили такие службы, как FedEx, DHL и UPS.
Соцсети
Трудные времена наступили для российских блогеров «я-вне политики». Google остановил функции монетизации YouTube в России. И хотя теоретически блогеры еще могут получать прибыль от зрителей в других странах, на практике вариантов для получения платежей из-за границы для россиян с каждым днем остается меньше.
Также YouTube заблокировал по всему миру доступ к каналам, связанным с российскими государственными СМИ. Мобильные приложения этих медиа удалены из Google Play в Европе. А TikTok приостановил прямую трансляцию и новый контент для видеосервиса в России.
Компания Meta, принадлежащая Facebook и Instagram, заблокировала аккаунты, поддерживаемые российскими властями, и всю рекламу российских компаний. Бонусом украинским пользователям разрешили желать смерти российским оккупантам в Facebook и Instagram (правда, за исключением Путина и Лукашенко).
Еще одни санкции государство-террорист объявило себе само, запретив использование Instagram. По данным аналитиков, это будет обойдется стране примерно в 200 миллионов долларов. Что ж, хорошая работа, Россия, продолжай.
Также россияне больше не могут искать вакансии западных компаний. Соцсеть для поиска работы LinkedIn принадлежит Microsoft, объявившей о запрете продажи ее продуктов в стране-агрессоре. А наибольшая фриланс-биржа Upwork прекращает все бизнес-операции в России и Беларуси.
Культура и образование
Мировые лидеры в сфере бизнес-образования — международные ассоциации AACSB Business Graduates Association, AMBA и EFMD — приостановили аккредитацию российских университетов. Это значит, что дипломы российских вузов больше не будут признавать за границей.
Единодушно против российской агрессии выступил Голливуд. Об отмене всего кинопроката в России заявили Sony Pictures, Paramount, Disney, Universal, Warner Bros.
На днях оказалось, что на российские сервисы «Яндекс. Музыка и VK.Музыка» — вот неожиданность — больше нельзя добавлять композиции западных певцов: все из-за санкций Universal, Warner и Sony Music.
Больше не посмотрят россияне и новые сериалы на Netflix: стриминговый сервис прекратил обслуживать страну, а также приостановил производство сериалов в РФ. Так же поступил Amazon Prime.
К бойкоту присоединились международные фестивали. В 2022 году ни одного артиста страны-агрессора не допустят к «Евровидению» в Турине. «Закенселил» Россию и Каннский кинофестиваль.
«Решено, если захватническая война не будет прекращена на условиях, удовлетворяющих украинский народ, не приветствовать официальные делегации из России и не соглашаться на присутствие какого-либо органа, связанного с российским правительством», — говорится в официальном заявлении.
Ничего общего с кровавым режимом не желают иметь и мировые звезды. Pink Floyd удалил свои композиции со всех музыкальных платформ в России и Беларуси, а ряд западных артистов отменил концерты в РФ.
Спорт
УЕФА и ФИФА подтвердили, что российские клубы и национальные команды отстранены от соревнований, в том числе от ЧМ-2022 в Катаре. Финал Лиги чемпионов УЕФА в 2022 году перенесен из Санкт-Петербурга в Париж. Также расторгнут контракт УЕФА с «Газпромом», который спонсирует и Лигу чемпионов, и чемпионат Европы.
«Футбол полностью объединен и в полной солидарности со всеми пострадавшими людьми в Украине», — говорится в заявлении ФИФА и УЕФА.
Аналогичную позицию заняли и в НХЛ:
«Мы немедленно приостанавливаем отношения с нашими деловыми партнерами в России, а также работу русскоговорящих социальных и цифровых медиасайтов. Кроме того, мы прекращаем рассматривать Россию как место для будущих соревнований с участием НХЛ».
Некоторые могут возразить: мол, спортивные санкции, в отличие от бизнеса, не влияют непосредственно на экономический крах России. Но эксперты полагают, что такой бойкот сработает в долгосрочной перспективе.
«Путин — это президент, чья любовь к спорту и соревнованиям является центральной в его тщательно созданном образе мачо-националиста, увековеченного в мемах о том, как он играет в хоккей, борется и ездит верхом без рубашки, — говорится в статье The Atlantic. — Исключая Россию с этих арен, международные организации не только отказывают Путину в важной пропагандистской площадке, но и подрывают его имидж силы».
«Чем дольше сохраняется культурная изоляция страны, тем больше шансов, что такие меры прорвутся через нарратив государства, — считают аналитики. — Если обычные россияне больше не смогут наслаждаться многими видами деятельности, которые они любят, включая такие обыденные вещи, как матчи футбольных команд на международных турнирах, просмотр последних фильмов и живые концерты, их терпимость к изоляционистской политике своего правительства уменьшится».
Кроме того, эксперты подчеркивают: нынешние санкции против кровавого режима Путина беспрецедентны. Это не только о крахе экономики, но и об «отмене» страны в долгосрочной перспективе.
«Россия уже не сможет вернуть нарратив, — считает всемирно известный философ Питер Сингер. — Речь идет не только о потере нефтегазовых компаний и Coca-Cola. Когда против вас Швейцария и Швеция, не вводившие санкции даже против Гитлера, вы проиграли информационную битву».