Среди компаний, которые отказываются уходить с российского рынка, несмотря на войну, на первом месте французские. Среди них — сеть супермаркетов Auchan, принадлежащая одному из самых богатых и таинственных французских кланов — семье Мюлье. Об их уникальной «коммунистической» бизнес-модели и причинах приверженности России рассказываем в статье.
Бизнес-империя Мюлье: закрытость и секретность
Мало кто видел в СМИ членов семьи Мюлье или хотя бы слышал о них. Между тем, их бизнес известен гораздо больше, в частности — в Украине. Семье принадлежат сети магазинов Auchan, Leroy Merlin, Decathlon, Pimkie и другие — всего около 130 брендов с годовым оборотом около 100 миллиардов евро.
Семейную бизнес-империю Association Familiale Mulliez называют сектой из-за закрытости и строгих правил. Ее история началась с текстильной компании, основанной больше 100 лет назад производителем шерсти и ревностным католиком Луи Мюлье. Его бизнес продолжили и развили сыновья.
Когда в 1952 году Луи Мюлье умер, 11 его детей должны были распорядиться семейным бизнесом. После размышлений они приняли нетипичное решение: не делить имущество, а продолжить работу вместе.
В 1955 году была создана Association Familiale Mulliez — уникальное соглашение акционеров, регулируемое несколькими принципами:
- Все потомки Луи Мюлье имеют право владеть акциями в семейных компаниях и не могут продавать их третьим лицам. Ежегодная внутренняя биржа позволяет членам ассоциации покупать или продавать акции. На международный фондовый рынок семья никогда не выходила и не планирует, называя его «раковой опухолью мира».
- Руководство ассоциации, которое избирается каждые четыре года, имеет право вето на продажу и покупку акций. Это позволяет защитить наследство от доминирования одного из членов семьи.
- Родственники соглашаются положить в общий котел акции существующего и будущего бизнеса. Тем не менее, капитал каждой компании остается независимым от других.
В коллективном управлении активами действует принцип «Le tous dans tout» («В общем»), что очень напоминает известную политическую идеологию. Поэтому бизнес-империю Мюлье во Франции называют акционерным коммунизмом. В то же время клан придерживается и религиозных ценностей — в соглашении ассоциации даже есть ссылка на одно из писем папы Иоанна XXIII.
Создание Auchan: дешевый виски и удобные парковки
В 50-х годах текстильная промышленность во Франции переживала упадок, поэтому внуки Луи Мюлье выбирали для бизнеса другие направления. Один из них, Жерар Мюлье, остановился на розничных продуктовых магазинах. Парень, который не подавал больших надежд в школе и вузе, все же присоединился к семейной фирме, прошел путь до председателя правления и в 1961 году открыл первый Auchan в родном городе Рубе на севере Франции.
«Мой отец открыл магазины самообслуживания в Соединенных Штатах и пригласил меня в путешествие, — рассказывал Жерар Мюлье в одном из редких интервью (семья предпочитает не общаться с журналистами). — После моего возвращения семья доверила мне запущенную фабрику в районе Hauts-Champs в Рубе, которую я превратил в магазин».
Сначала магазин назвали так же, как и район: Hauts-Champs, что произносится как «ochan». Именно так и спрашивали люди, которые звонили в магазин. Семье, как утверждает Жерар Мюлье, показалось, что это звучит «слишком по-японски», поэтому название сменили на более благозвучное — Auchan. По другой версии, такое название просто позволяло компании занять первые строчки в телефонных справочниках.
Через три года отец напомнил Жерару, что его бизнес до сих пор не приносит денег, и дал еще три года, чтобы выйти в прибыль. Молодому предпринимателю помог конкурент — основатель сети Carrefour Марсель Фурнье. Его совет был таким: лучше продать сто кексов с наценкой в один цент, чем десять кексов с наценкой в десять центов.
В Auchan попробовали снизить цену на бутылку виски, применив такую же маржу, как и к бутылке минеральной воды. Это сработало: в магазин повалили мужчины. Вернувшись домой, они говорили женам:
Закупайся в Auchan, там дешевле
Сыграла свою роль и удобная и большая парковка, которую было легко обустроить в промышленной зоне.
Этот принцип лег в основу бизнес-модели Auchan: открытие магазинов на окраинах городов и низкие цены, рассчитанные на формирующийся средний класс.
По состоянию на 2022 год, Auchan является одним из крупнейших в мире ритейлеров с прямым присутствием во Франции, Испании, Португалии, Люксембурге, Польше, Румынии, Венгрии, Украине, России, Тайване и Сенегале.
Жерар Мюлье возглавлял совет директоров Auchan до 1996 года, затем наблюдательный совет — до 2006-го. Сейчас ему 91 год, и он все еще вовлечен в бизнес, занимая должность главы стратегического комитета.
Правила Мюлье: экономия, «оптимизация» налогов и воспитание в клане
Peugeot вместо Mercedes и шопинг в собственных магазинах
«Мой отец всегда мечтал о Mercedes, — вспоминает Жерар Мюлье. — Но он был акционером гаражной ассоциации Peugeot в Рубе. Так что о покупке чего-то другого, кроме Peugeot, речь не шла. Когда ему исполнилось 70, мы решили подарить ему Mercedes. Машину привезли, папа пошел в гараж и сказал: «Я не собираюсь отказываться от этики жизни». Вернул машину и поехал на Peugeot».
Эта черта культивируется у всех членов клана Мюлье. Заработки принято не тратить на роскошь, а реинвестировать в бизнес, поэтому траты типа яхт, коллекций искусства и роскошных вечеринок категорически не приветствуются. Более того, многие из братьев Мюлье ездят общественным транспортом (причем вторым классом), закупаются в магазинах и одеваются в собственные бренды.
В Association Familiale Mulliez любят рассказывать байку: провожая одного из бизнесменов, член семьи Мюлье предложил провести того до метро. Визитер удивился: «Но я никогда раньше не ездил на общественном транспорте!». «Все бывает впервые», — сказал Мюлье, сунул ему в руку билет и провел к поезду.
Переселение в Бельгию и судебное расследование
Стремление к экономии заставило часть семьи перебраться в соседнюю Бельгию, где налоги на богатство ниже, чем во Франции. Один из работников бельгийского министерства финансов рассказывал: в городке Нечин, что у французско-бельгийской границы, поселилось столько «переселенцев» Мюлье, что местные жители даже переименовали в их честь одну из улиц.
В 2016 году во Франции началось громкое судебное расследование по уклонению семьи Мюлье от уплаты налогов. Но после серии обысков доказать их причастность причастность к финансовым преступлениям так и не удалось.
Внутреннее образование и семейный нетворкинг
Мюлье называют свое объединение экосистемой. Важное место в ней уделяется воспитанию и обучению, чтобы сохранять и поддерживать клановость.
«Они все в одной лодке и держатся вместе, — отметил журналист Бертран Гобен, написавший несколько книг о семье Мюлье. — Они католики, коммунисты и, можно сказать, мафия».
Среди 1400 членов семьи далеко не все занимаются бизнесом. В Association Familiale Mulliez входит около 800 потомков Луи Мюлье. Остальные работают экономистами, врачами, преподавателями и т. д. Хотя никто не заставляет их открывать свое дело, патриархи делают все, чтобы держать потомков вместе и вовлекать в экосистему:
- Подрастающее поколение стимулируют стремиться к руководству. Для этого в клане действует система внутреннего образования для подростков: начиная от курсов верховой езды и заканчивая ознакомлением с перспективными профессиями.
- Взрослым предлагают учебные программы для будущих предпринимателей и помощь в открытии бизнеса в виде консультаций опытных членов семьи (юристов, финансистов, управленцев). Регулярно проходят массовые тематические конференции.
- Кроме того, организуется общий досуг: застолья, игры, путешествия. Три-четыре раза в год группы с несколькими десятками членов семьи отправляются в поездки для знакомства с другими странами: например, Китаем, Бразилией или Россией.
Бизнес в России: личное решение Жерара Мюлье и перспектива убыточности
Из сотен иностранных компаний, которые отреагировали на полномасштабное вторжение России в Украину, французские пасли задних. По состоянию на апрель 2022 года 51 процент французских компаний в России не сделал никаких шагов по выходу из страны-агрессора. Для сравнения: среди американских компаний таких было всего 6 процентов.
Среди тех, кто не просто ничего не сделал, но и оправдывал бизнес на крови, был клан Мюлье. В Auchan заявили, что продолжат работу, ведь их миссия — беспокоиться о «ни в чем не виновном» мирном населении и своих сотрудниках. Ничего личного — просто бизнес. И бизнес вполне успешный:
- По состоянию на март 2022 Франция была крупнейшим иностранным работодателем в России (более 500 компаний) и вторым по величине поставщиком иностранных инвестиций. К тому же со стороны французских властей, в отличие от, например, британских, не было призыва к брендам покинуть террористическую страну.
- Россия — один из самых больших и прибыльных рынков Auchan. Бренд работает там с 2002 года, имеет 231 магазин и 30 тысяч сотрудников. Страна-агрессор обеспечивает около 10 процентов годового оборота Auchan (3,2 миллиарда из 30,5 миллиарда евро).
- Как писали российские СМИ, в 2002 году Жерар Мюлье лично принял решение о выходе и быстрой экспансии на российский рынок, что шло вразрез с мнением других управленцев. В итоге Auchan добился там успеха гораздо быстрее, чем в других странах.
Интересная деталь: Жерар Мюлье близко знаком с известным русофилом, российским гражданином и некогда известным французским актером Жераром Депардье. По примеру членов семьи Мюлье он тоже купил недвижимость в бельгийском поселке Нечин.
С 2018 года Auchan в России начал продавать «фуа-гра» и «камамберы» под именем Депардье. Правда, товары были местного производства, ведь после продовольственного эмбарго в 2014 году импорт из стран Евросоюза прекратился. Французские СМИ пишут: российский рынок был для Auchan настолько важным, что компания даже завезла в Россию коров из Нормандии для приготовления сыра.
В 2022 году, когда полки магазинов в России начали пустеть из-за бойкота известных брендов, Auchan активизировал сотрудничество с местными производителями. Недавно бренд пафосно представил несколько десятков новых товаров, среди которых российский кофе, детское питание и игрушки.
И хотя компания отмечает, что прекратила инвестиции и не планирует открытие новых магазинов в России, она развивает бизнес за счет цифрового сегмента. Недавно Auchan зарегистрировал российское IT-подразделение и ввел новый проект для онлайн-заказов со «Сбермаркетом» (дочернее подразделение подсанкционного «Сбербанка»), а в следующем году планирует удвоить онлайн-продажи.
Тем не менее, во втором квартале 2022 года бренд почувствовал «заметное замедление активности», заявило руководство Auchan. Оказалось, что «высокий уровень неопределенности» плохо влияет на потребительский спрос.
Как пишет Bloomberg, российское подразделение компании впоследствии может стать убыточным. Так, может, если не этические принципы, то деньги заставят семью Мюлье разлюбить Россию?