Украинцы все активнее идут по пути цифровизации, в том числе и в вопросе расчетов, о чем свидетельствует рост популярности цифровых финансовых инструментов. Так, 62% украинцев на протяжении прошлого года уже оплачивали покупки бесконтактно цифровой картой с помощью смартфона или другого гаджета с NFC, что на 11 пп больше, чем годом ранее. Особенно заметно пользование NFC-оплатами выросло среди пользователей карт в возрасте от 36 до 60 лет.
Стабильным остается тренд на диджитал-карты: треть украинцев из принявших участие в исследовании утверждают, что готовы отказаться от пластиковых платежных карт в пользу цифровых в течение следующих двух лет. При этом почти каждый четвертый (22%) имел опыт открытия платежной карты в мобильном банковском приложении в прошлом году.
Таковы результаты ежегодного исследования MasterIndex, в рамках которого компания Mastercard проанализировала платежные предпочтения украинцев, пользователей банковских услуг.
Cashless как стойкая привычка
По результатам исследования, 91% респондентов используют свои банковские карты по меньшей мере несколько раз в неделю. Среди самых популярных категорий, где безналичная форма оплаты доминирует всегда или чаще – услуги мобильной связи, интернета и телевидения, которые 82% респондентов оплачивают преимущественно картой, коммунальные платежи (77%), лекарства (63%), товары личной гигиены и ухода ( 61%) и продукты питания (60%).
Все больше украинцев при расчетах в физических магазинах предпочитают безналичные оплаты, а не наличные – об этом заявляет 68% респондентов, что на 9 пп больше, чем годом ранее. При этом каждый десятый опрошенный вообще избегает торговых точек, где отсутствует возможность рассчитаться картой.
Сохраняет свои позиции и онлайн-шоппинг. Так, 9 из 10 опрошенных покупали онлайн в течение прошлого года, причем каждый четвертый – по меньшей мере, раз в неделю.
«Результаты исследования еще раз подтверждают устойчивую динамику изменения платежных предпочтений украинцев в направлении цифровых оплат. На протяжении многих лет мы в Mastercard совместно с нашими надежными партнерами работаем над тем, чтобы украинцы могли легко и быстро открыть платежную карту, даже без необходимости идти в отделение банка, и сразу могли использовать ее для оплат. Мы продолжим системно развивать цифровую экономику, внедряя инновационные платежные сервисы и усовершенствуя наши сервисы, чтобы обеспечить максимально удобный и безопасный опыт оплат для наших пользователей», – отметила Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове.
По данным MasterIndex, набирают популярность детские банковские продукты. Так, 34% опрошенных украинцев, имеющих детей в возрасте до 16 лет, утверждают, что их дети уже имеют собственные платежные карты, а еще 40% родителей намерены оформить такую карту в будущем.
Денежные переводы и благотворительность
Продолжает расти и категория денежных переводов: 67% опрошенных подтвердили, что делают переводы от одного до нескольких раз в месяц. Чаще всего это переводы близким и оплата товаров и услуг, а также переводы на благотворительность.
69% украинцев донатили на благотворительные инициативы в прошлом году, причем большинство из них (93%) – в безналичной форме. Треть опрошенных из тех, кто поддерживает благотворительные инициативы, утверждает, что стала донатить чаще по сравнению с первым годом полномасштабного вторжения. Что касается регулярности донатов – 16% украинцев, которые донатили в течение прошлого года, делали это по меньшей мере раз в неделю, еще 23% – несколько раз в месяц.
О MasterIndex
Исследование отношения украинцев к безналичным платежам проведено компанией InMind по заказу Mastercard в январе 2024 методом онлайн-опроса. В опросе приняли участие 1506 респондентов в возрасте 18-60 лет, проживающих в городах с численностью населения от 50 тыс. человек на контролируемой Украиной территории.