Искусственный интеллект незаметно интегрировался во все, что мы делаем: от поиска в Google и написания текстов до создания реалистичного контента в соцсетях. Вопрос уже не в том, «стоит ли», а в том, «как эффективно» использовать ИИ.

Искусственный интеллект. Credit: depositphotos.com
Поэтому бизнесы подстраиваются, алгоритмы обучаются, а мы как пользователи меняем свое поведение в сети. Однако ИИ не изменил главного — целей бизнеса: быть заметным, чтобы эффективно взаимодействовать с аудиторией. Он лишь видоизменяет путь их достижения.
Что продолжает работать?
На самом деле, большие языковые модели (Large Language Model или LLM) — это не источник новых знаний, а обработка уже существующих данных. Они анализируют тонны информации из разных источников, чтобы дать пользователю краткий ответ простым и понятным языком. Поэтому, если в сети о компании ничего нет, вас не увидит ИИ, а значит, и ваши клиенты. Четкие месседжи и последовательная коммуникация в медиапространстве — это не только о репутации, но и о том, как вас видит алгоритм.
AEO vs GEO vs SEO
Answer Engine Optimization (AEO) и Generative Engine Optimization (GEO) – новые стратегии оптимизации, наряду с классическим SEO. AEO охватывает короткие автоматические ответы на основе ИИ. Например, когда вы ищете что-то, Google сразу показывает краткий ответ – без перехода на веб-страницу. GEO – новое направление, на которое брендам стоит обратить еще больше внимания. Именно о нем и поговорим далее.
Если традиционное SEO сосредоточено на ранжировании веб-страниц по ключевым словам и помогает улучшить видимость в классических поисковых системах, то AEO и GEO ориентированы на поиск коротких и точных ответов, которые формирует ваша компания.
К слову, не стоит надеяться, что одно упоминание в СМИ сделает ваш бренд заметным. Этого недостаточно, ведь для ИИ важна последовательность и систематичность. Именно цитирование, а не ключевые слова, определяют, попадет ли ваша компания в рекомендации. И здесь GEO становится ключевым. Он помогает контенту стать источником, который генеративные ИИ будут цитировать в ответах пользователей.
Означает ли это, что от SEO-продвижения стоит отказываться? С уверенностью скажу — нет. Брендам стоит придерживаться многоканальной стратегии видимости и использовать все стратегии оптимизации комплексно. Исследование Gartner показало, что 53% пользователей не доверяют результатам на основе искусственного интеллекта и считают такие ответы полезными только для первоначального ознакомления с продуктом. Далее в игру вступают ресурсы бренда или информация из сторонних источников. Поэтому оптимизировать контент стоит и для классического SEO, и для AEO и GEO — чтобы алгоритмы и пользователи видели вас везде.
Опыт Perfect PR
В Perfect PR мы уделяем большое внимание аналитике, ведь именно данные помогают лучше понять, как нас находят клиенты и что влияет на их выбор. Интересно, что только 5% трафика на сайт Perfect PR сегодня генерируют ИИ-ассистенты: Chat GPT, Gemini и Perplexity. Среди всех источников трафика Chat GPT занимает четвертое место за последние три месяца. В то же время, во время разговоров с клиентами наблюдаю другую тенденцию: каждый пятый рассказывает, что выбрал Perfect PR именно по рекомендации ИИ.
Это показывает, что ИИ уже влияет на решения клиентов, но пока не является главным каналом трафика. Все больше людей доверяют ему в поиске надежных партнеров, и теперь он конкурирует с классическим способом «погуглить» или спросить рекомендаций у коллег. Что это означает для брендов? Чтобы быть в топе рекомендаций, важно давать конкретные четкие и структурированные ответы на запросы ИИ. Уже недостаточно просто оптимизировать контент на сайте и в соцсетях под поисковые запросы. Искусственный интеллект работает по-другому — он не просто ищет ключевые слова, а шаблоны: как часто упоминается бренд, насколько эти упоминания последовательны, из каких источников они происходят и насколько они надежны. Речь идет о системной работе с репутацией и присутствием бренда, а не о разовой SEO-оптимизации.
Ключевые маркеры, влияющие на выдачу ИИ:
- Упоминания о бренде в контексте определенной темы или экспертного высказывания имеют больший вес, чем десятки случайных упоминаний. Поэтому события, публичные победы, конкурсы или опыт в определенной сфере – не останутся без внимания ИИ-агентов.
- Комплексная видимость важна, ведь LLM не только читают текст, но и анализируют изображения, диаграммы, макеты и даже тон коммуникации во всех каналах. Если визуальный контент противоречит тексту, брендинг непоследователен или сообщение нечеткое – ИИ может не понимать целесообразности и снизить релевантность бренда в своих ответах.
- Упоминания в подборках, среди которых есть ваш бренд – топ-решение. Такие списки показывают искусственному интеллекту и поисковым системам, что бренд актуален и авторитетен в определенной теме.
- Контент должен работать на потребности и запросы пользователей, а не наоборот. Важно, чтобы информация была ориентирована на реальные потребности и поисковые запросы целевой аудитории компании. Давайте определенную ценность бесплатно: информация должна быть полезной, а не ограничиваться общими фразами типа «лучшая компания Украины в этой нише». Контент должен быть уникальным и конкретным, чтобы ни один другой бренд не мог подставить себя под него.
- Новизна контента играет одну из ключевых ролей. Обычно ИИ анализирует упоминания в СМИ только за последние 12 месяцев. Поэтому, если у вас есть интересные, но более старые публикации — они могут просто не попасть в рекомендации. Это еще один аргумент, почему работа со СМИ должна быть постоянной и длительной, одноразовых или ситуативных публикаций недостаточно.
С чего начать прямо сейчас?
- Сначала важно понять, как ИИ видит вашу компанию или бренд в поисковом запросе. Поэтому откройте Chat GPT, Gemini или Perplexity и спросите, какие компании, продукты или услуги он знает в вашей сфере. Посмотрите, есть ли среди результатов ваш бренд или все же первые позиции занимают конкуренты. Если в истории запросов вы уже упоминали свой бренд, то сделайте это из анонимного окна или другого аккаунта.
- Проверьте, что именно о вас рассказывает ИИ и насколько надежны источники, на которые он ссылается. Проанализируйте, откуда он берет информацию — из ваших публикаций или из случайных упоминаний в сети и СМИ. Если ваш лучший контент не появляется среди источников, стоит его обновить или даже полностью переписать. А если искусственный интеллект и дальше выдает устаревший материал – пришло время очистить его и создать что-то, что будет лучше работать на вас и ваши цели.
- Генерируйте контент комплексно и системно – это очень важно. Лучший помощник, который мы сами используем в Perfect PR – PESO Model®. Она помогает нам планировать эффективные PR-кампании, балансировать между различными каналами для максимального охвата и отслеживания результатов. Главное – транслировать ваш инфоповод во всех каналах коммуникации: платных (paid), заработанных (earned), разделенных (shared), собственных (owned), адаптируя его под нужный формат для каждой аудитории.
Если у вас есть хорошо выстроенная и эффективная коммуникационная стратегия – не спешите ее менять. Основы коммуникаций не изменились: мы по-прежнему строим репутацию, формируем доверие и влияем на поведение потребителя. Основная задача ИИ как инструмента – помочь понять, кто вы, что вы делаете и в чем ваша ценность для людей. Если освоить его возможности, алгоритмы будут работать на вас – помогут удвоить ценность, которую вы уже приносите, и выведут компанию на новый уровень узнаваемости и доверия.










































































