Еще в мае 2024 года Google стал активно использовать искусственный интеллект для генерации первой страницы результатов поиска. Попасть в ИИ выдачу стало важным, т.к. ответы размещены поверх «обычной» поисковой выдачи. Технология получила название AI Overviews.

AI Overviews
Некоторые особенности, которые надо учитывать:
- Функция основана на языковой модели Gemini (ранее Bard).
- Система автоматически выбирает анализируемые сайты, без шансов ручного указания.
- Текст обязательно содержит ссылки на источники для быстрого перехода.
- Ответ содержит не более 3-5 ссылок вместо традиционных для «первой страницы» 10-ти.
- Первая тройка получает практически весь органический трафик по запросу.
Модель Gemini способна понимать смысл вопроса, извлекает факты из доступных сайтов и создает связный текст. Важно учитывать, что пользователь видит переосмысленные данные, а не просто скопированные цитаты, поэтому изложение часто отличается от оригинала.
Новый алгоритм в корне поменял принцип конкуренции в SEO. Теперь получить дополнительный трафик для бизнеса стало возможным не только путем вывода сайта в ТОП-10. Включение в обзор AI заметно повышает узнаваемость бренда, доверие к нему, но иногда лишает трафика.
Как работает ИИ-выдача Google
Разберемся в нюансах. Например, пользователь может получить полноценный ответ в блоке ИИ, а это снижает CTR сайта ввиду отсутствия необходимости перехода на него. Приходится вникать в вопрос, как оптимизировать сайт для Google AI Overviews, чтобы получить преимущества, сохранив прежние позиции по ключевым показателям эффективности.
ВАЖНО:
Внедрение ИИ существенно повлияло на SEO-ландшафт. По ряду исследований сайты в ТОП-3 теряют до 20-40% органического трафика, особенно, по информационным ключам.
Отметим, что основу генерации ответов на базе запросов пользователя составляет технология Search Generative Experience (SGE), внедренная Google еще в мае 2023 года. Поэтому нынешние «фишки» являются, по сути, развитием давно применяемых функций.
В принцип работы заложены элементы:
- При анализе учитывается, помимо поисковой фразы, тональность, подача текста, связанные темы, стиль и еще ряд факторов.
- Результат ИИ-выдачи включает предложение новых поисковых запросов, смысл которых, хоть и выходит за рамки введенного, зато позволяющих расширить ответ.
- Краткие обзоры побуждают пользователей зайти на сайт, изучить вопрос подробнее, чем он отражен сейчас.
Например, ввели «как починить брюки», а поисковик добавит к генерации информацию о наборе для ремонта, способах сделать красивую, аккуратную заплатку и т. п. Система определяет задачу – просто найти сведения, сделать подборку товаров, доступных к приобретению и т. д.
Интент запроса влияет на то, как будут обрабатываться релевантные страницы, какие тезисы, факты попадут в сжатый ответ, в каком виде Google отобразит ее. Этим AI Overviews заметно отличается от стандартной выдачи, всегда отражающей статичные блоки, соответствующие «ключам».
Функции ИИ наиболее активны при явных информационных запросах. В этом направлении проще генерировать тексты по сравнению с обобщенными, с непонятным интентом. Например, фраза «бег в жару» бессмысленна, тогда как «как бегать в жару» дает четкое понимание запрашиваемого.
Что говорит сам Google в официальных требованиях
Интересна официальная позиция от Google. Согласно их заявлениям рекомендации по поисковой оптимизации и в контексте ИИ-функций одинаковы. Но нужно учитывать, что AI Overviews – это роботизированная система, она действует по заложенному алгоритму, пусть и интеллектуальному, с гибкими возможности автонастройки.
Базовыми остаются принципы:
- Выполнить технические требования для индексации страниц в поиске.
- Создавать полезный и достоверный контент, ориентированный на людей, а не робота.
- Обязательно дополнять тексты изображениями, видео высокого качества.
Структурированные данные, как и всегда, воспринимаются поисковиком лучше сплошного текста в виде «полотна». Никакой разметки schema.org или применения каких-то иных технических фишек не требуется. Достаточно обеспечить видимость контента, удобство поиска, включая внутренние ссылки на сайте, удобство страниц (юзабилити).
Техническая оптимизация под AI-выдачу
Помимо четкой, понятной структуры самого текста, для ранжирования важна адаптация сайта под технические требования поисковика. В июне 2025 года Google анонсировал обновление алгоритма, который получил название June 2025 Core Update. В нем усилились факторы E-E-A-T. Теперь для выхода в ИИ-обзоры важно регулярно обновлять материалы, следить за качеством ссылок.
Базовые требования к технической оптимизации сайтов:
Высокие показатели скорости и стабильности. Система оценки Core Web Vitals включает три показателя:
- Скорость загрузки контента. Оптимальное значение у LCP (Largest Contentful Paint) составляет менее 2,5 секунд.
- Время отклика сайта при первом входе. Идеальный показатель FID (First Input Delay) менее 100 мс.
- Стабильность элементов страницы. Параметр CLS (Cumulative Layout Shift) хорош при значении менее 0,1.
Наличие микроразметки контента по стандартам Schema.org. Она улучшает релевантность за счет более простой обработки массива данных. Заранее выделенные блоки вроде FAQ дают возможность «на лету» подхватывать готовые ответы на запросы пользователя.
Корректная структура страницы, логика заголовков. Подразумевается, что основным всегда является заголовок H1, под ним идет серия H2, внутри каждого блока уместно использовать H3 и далее. Соблюдение такой последовательности помогает поисковику находить ответы на не основные запросы, с длинными «хвостами».
Обязательно должны быть выполнена мобильная адаптация сайта.
Сайт должен корректно, быстро открываться на любых устройствах, независимо от размера и разрешения экрана. Проверить соответствие показателей нормам можно при помощи инструментов Google PageSpeed Insights, Lighthouse и Google Search Console. Из наиболее эффективных способов повысить скорость сайта стоит отметить оптимизацию изображений, использование отложенной загрузки. Скрипты на JavaScript делят на более мелкие, согласно задачам. Их должно быть минимум, который обеспечит работоспособность ресурса.
Чтобы избежать смещения контента после полной загрузки страницы, желательно работать с четко обозначенными размерами картинок, видео, избегать динамического формирования изображений над основным текстом. Важно заранее предусмотреть копии, наиболее подходящие для ноутбуков, настольных компьютеров, планшетов, смартфонов.
Учесть все перечисленное не просто, особенно, если владелец сайта не имеет опыта в SEO. Здесь поможет подробное руководство по проведению технического аудита сайта самостоятельно.
Каким должен быть контент, чтобы попасть в ИИ-выдачу
Первое, что следует уяснить – поисковая система положительно реагирует на обновление статей и визуального контента (картинки, видеоролики и т. д.). Новый текст с актуальной информацией дает больше шансов попасть в AI-обзор, чем идеальный, самодостаточный, но устаревший. Еще важно следить за структурированием материалов, разбивкой на логические блоки.
Обобщенные рекомендации по написанию статей:
- Разметить страницы при помощи специальных тегов <H1>, <H2>, <UL>, <TABLE> и пр.
- Выделить содержание, разместить его в начале для понимания тематики текста.
- Использовать микроразметку для выделения блоков вроде Article, FAQ, HowTo и т. д.
- Выдерживать экспертный тон, ссылаться на авторитетные источники.
- Приводить факты, результаты исследований с конкретными цифрами, без «воды».
- Писать уникально, без переспама, с учетом SEO-критериев.
- Включать в материал подсказки, пошаговые инструкции, рекомендации.
- Использовать схемы, таблицы, сравнения, инфографику.
В целом, контент должен давать решение, отвечать на поставленные вопросы. Поэтому писать надо не только под поисковый запрос, но и «под намерение». С внедрением ИИ ориентация на точное совпадение с ключевой фразой утрачивает смысл, т. к. робот стал анализировать смысл запрашиваемого. Например, что требуется предоставить сведения о правилах удобрения клубники, а не количестве урожая «с куста».
Чтобы повысить шансы попадания в ИИ-выдачу, стоит давать прямой ответ на основной запрос уже в первом абзаце. Это упростит выбор фрагмента, отвечающего на вопрос, подходящего для сжатого отражения в поисковой выдаче. Выгоднее всего использовать прямую форм: вопрос-ответ. Тогда у искусственного интеллекта не возникнет «сомнений» в определении нужного фрагмента.
При создании крупного блога желательно группировать статьи по темам, связывать их внутренними ссылками. Такие тематические кластеры повысят экспертность сайта, подтвердят полноту данных и право на систематическое появление в AI-блоке поисковой выдачи. Помогут в этом публикации в СМИ, упоминание бренда в каталогах, на форумах, в сторонних блогах.
Выше уже упоминали, что ИИ лучше реагирует на информационные запросы. Это ключи, которые вводятся с уточняющими «хвостами». Например, вместо оптимизации текста под ключ «как бегать» стоит выбрать более длинные фразы: как бегать, чтобы похудеть, как бегать, чтобы не болели колени, как бегать на беговой дорожке и т.д.
Такой подход позволит создать в одном материале несколько тематических блоков, подходящих для отражения в ИИ-выдаче поиска Google. По разным запросам система будет выдавать одну и ту же ссылку, повышая тем самым ее авторитетность, привлекая максимум трафика. Если указывать автора текста, имеющего репутацию в интернете, частотность публикаций возрастет еще больше.
Как понять, попал ли ваш сайт в ИИ-выдачу
Визуально AI-обзор выглядит как мини-статья или справка. Сверху система размещает ответы на вопросы, ниже расположены ссылки на источники. Под ИИ-выдачей стандартный ТОП-10 сайтов, соответствующий введенному запросу.
Существует несколько способов проверить, стал ли попадать конкретный сайт в AI-блок. Перед их применением желательно убедиться, что интересующие страницы были проиндексированы Google (после внедрение изменений, оптимизации).
Некоторые из вариантов:
- Ручная проверка. Запустить браузер в режиме «инкогнито», который позволяет открывать сайты без учета истории посещений, кеша и других данных. Ввести в поиске фразу, под которую была оптимизирована страница. Если в блоке «Обзор от ИИ» есть ссылка на нее, значит, оптимизация проведена успешно.
- Функции Google Search Console. В консоли следует заострить внимание на росте показов без кликов, на падении CTR при сохранении позиций в стандартной поисковой выдаче. Это явный признак частого отображения в ИИ-блоке.
- Сторонние SEO-сервисы. В них важна поддержка отслеживания трафика, видимости сайта по списку запросов, CTR. Мониторинг этих показателей поможет определить, появляются ли ссылки на ресурс в AI-обзорах и т. д.
Проверять лучше каждый длинный запрос, на трафик которого рассчитывает владелец. Например, «как бегать по утрам», «как сделать разминку перед бегом», «как выбрать экипировку» и т. д. Такой подход предоставит более полную картину ранжирования конкретной страницы.









































































