Об этом говорится в новом исследовании, которое подготовила команда Polish-Russian Startup Bridge в партнерстве с Варшавской фондовой биржей и Ukrainian Startup Fund.
Практически все респонденты отмечают однозначно негативное влияние войны в стране на возможность ведения бизнеса. Большинство лидеров стартапов оценивают текущую ситуацию как плохую. 12% опрошенных компаний закрыли свою деятельность после российского вторжения.
Причины закрытия
Причины закрытия стартапов в Украине разнообразны — 4 наиболее распространенные причины, которые приводят к необходимости прекращения бизнеса или его ограничения. В случае 1/3 стартапов причиной выхода из деятельности стало падение продаж продукции и услуг на украинском рынке. В случае примерно ¼ респондентов прекращение деятельности было обусловлено невозможностью выезда за границу (что в их случае было необходимо для продолжения деятельности) и потерей капитала, что не позволило компании поддерживать свою финансовую ликвидность.
Из 27 компаний, представители которых заявили об участии в боевых действиях, 56% сталкивались с одним случаем участия их сотрудников в защите Украины. Как следствие, более 1/5 компаний, работники которых участвовали в войне, на фронте воюют аж двое.
Большинство компаний работают глобально (64% респондентов отметили международный характер работы), как на украинском рынке, так и за рубежом. 13% заявили, что направляют свои услуги и продукцию только на внешние рынки, не считая местных.
Почти половина опрошенных предприятий находится в Киеве. Важными точками на стартап-карте Украины также являются Львовская, Харьковская и Винницкая области.
Проблемы в работе стартапов из Украины отражаются на рынках далеко за пределами страны и препятствуют всем субъектам, которые с ними сотрудничают или покупают их услуги и продукты.
В то же время, для некоторых из рассматриваемых компаний факт работы на иностранных клиентов и сотрудничество с ними является шансом выжить в очень сложной экономической, политической и социальной ситуации в стране.
Среди респондентов, ответивших на вопрос о планах перенести свои стартапы после окончания войны и победы Украины, самый большой процент указали, что планируют вернуться на украинский рынок или остаться на нем (43%). Почти 1/3 выборки составляют люди, желающие переместить свою компанию на рынок Европейского Союза, реже (только 5%) в США. Некоторые компании в стадии завершения опроса уже находились за пределами Украины (16%).
Планы переезда после окончания войны
«Мы оставляем в хорошей памяти всех тех, кто больше не вернется в свои проекты, офисы и лаборатории, в свои семьи и к друзьям. С их утратой большие идеи, вызовы и решения, которые спасают окружающую среду и строят большое будущее, должны будут ждать новых талантливых и смелых. Мы чтим всех, кто погиб в борьбе за Украину»,— заявил Лукаш Вавак, руководитель польско-украинского стартап-моста.
Первая важная миссия отчета — постоянно напоминать всем о том, что многие украинские стартапы до сих пор работают в стране и за рубежом и работают не только на себя, а ради победы.
Во-вторых, поощрить граждан Польши и Европы пользоваться услугами украинских предпринимателей, которые все еще могут присылать свои продукты, решения по всему миру. Каждый евро или доллар, потраченный на продукцию украинских предпринимателей, маленький шаг к победе Украины.
И последнее важнейшее сообщение: война когда-нибудь закончится, и мир должен сделать все, чтобы Украина не осталась без величайших талантов, особенно предпринимателей. Уважение украинских интеллектуальных достижений и борьба общества за свободу должно отражаться в помощи отстроить и укрепить украинские элиты на местах и пытаться обеспечить возвращение как можно большего количества капитала в Украину.
Полный отчет можно скачать по ссылке.