Пышными фанфарами и элегантной технологичностью открылась в начале октября всемирная выставка Expo-2020 в Дубае. Для Украины она примечательна тем, что в этот раз страна представлена собственным павильоном, а не арендованным, как ранее.
Вскоре после открытия Expo в нашем павильоне прошел Национальный день Украины. Это было воодушевляюще, автентично и инновационно – например, музыкальную атмосферу создавал Национальный академический оркестр народных инструментов под руководством робота-дирижера.
Участие в любой выставке, а тем более в такой масштабной, как Expo-2020 в Дубае, требует ресурсов, усилий и времени. И всегда есть риск затеряться среди многообразия участников, но есть и огромный потенциал, к тому же это престижно.
В нынешней выставке Украина представлена 38 участниками. Это компании из самых различных отраслей. Многие из них представляют технологические решения в экологии, медицине, транспорте и даже космической сфере. Мы в Европейской ассоциации программной инженерии тоже решились открыть свой стенд в украинском павильоне.
«Решились» – потому что даже создание самого стенда было немалым вызовом как для подрядчиков, так и для резидентов ассоциации.
Поскольку представляем IT-компании, которые занимаются в основном с разработкой программного обеспечения, нужно было изобрести интерактивную конструкцию, которая могла бы эффективно работать без присутствия человека-ассистента ни много ни мало – полгода. Ведь выставка продлится до конца марта. Пока утверждали и переутверждали проект стенда, многие скептически спрашивали, мол, зачем это вам?
Начнем с того, что Всемирная выставка Expo происходит каждые пять лет и в минувшем году была перенесена на 2021-й из-за пандемии. Она исторически является своеобразным соревнованием мира по части достижений. Сначала это были архитектурные достижения. Все помнят, что именно для такой выставки была сооружена Эйфелева башня?
Было бы глупо отрицать, что IT-сектор является одним из достижений нашей страны. В прошлом году Украина экспортировала IT-услуг более чем на $5 млрд. Многие глобальные технологичные компании избрали именно Украину для дислокации своих R&D-центров.
Рефрены о потенциале такой технологичной индустрии и ее прогрессивности в Украине звучат чуть ли не из каждого утюга. Вся проблема в том, что это происходит на внутреннем рынке. То есть там, где это и так понятно.
А компаниям важно вывести эти разговоры на глобальный уровень. Если ты представляешь страну из понятным и узнаваемым IT-брендом, легче общаться с потенциальными инвесторами и клиентами, проще получить интересные проекты. Да, важен продукт или продвигаемая услуга, но положительная ассоциация с «айтишным» брендом страны тоже играет на руку в переговорах.
В то же время иллюзорных ожиданий от присутствия на Expo-2020 у нас нет. Если хотя бы один резидент ассоциации получит за время выставки коммерческую выгоду от участия в выставке, для нас это будет победа.
На Expo каждая страна стремится поднять собственный бренд перед мировой аудиторией. Выставку увидят, как ожидается, 28 миллионов посетителей, 2 миллиона из них – люди, пришедшие с бизнес-интересом. Обычно в мероприятиях такого уровня с украинской стороны принимают участие компании более традиционных отраслей. Но нам важно, чтобы бренд Украины, который известен миру, приобретал также и очертания IT.