Интернет-торговля по всему миру развивается с невероятной скоростью. Онлайн-магазины и аукционы, такие как Amazon или eBay, зарабатывают миллиарды долларов, и этот процесс уже не остановить. Схожая ситуация происходит и в Украине. То, что еще 10 лет назад вызывало у потребителя опасение и недоверие, сейчас ассоциируется с гарантированно быстрой и качественной покупкой, удобной системой платежа и экономической выгодой. Украинский интернет-бизнес смог быстро завоевать свою аудиторию, и успешно продолжает ее расширять, ведя в некоторых случаях агрессивную, а в других – доверительную политику.
Аналитики уже подвели итоги работы отечественных интернет-магазинов в 2018 году и на их основе составили различные рейтинги. В этой статье мы не будем выстраивать никаких иерархий, а просто рассмотрим наиболее посещаемые онлайн магазины этого года.
«Розетка»
По всем показателям лидирует супермаркет «Розетка». Здесь покупки совершаются интенсивнее, чем у его ближайшего конкурента (магазина «Алло») в 5,5 раз. Маркетологи считают, что причиной такого роста является достаточно агрессивная PR-политика, пока что находящая у наших граждан соответствующий отклик. Реклама «Rozetka» повсюду: на билбордах, автобусах и троллейбусах, по радио и телевидению, в социальных сетях и блогах. К чести магазина стоит прибавить, что одновременно с ней он ведет и успешную внутреннюю политику, расширяя ассортимент продукции до стадии, когда вскоре будет охвачено все. Первоначально магазин преимущественно предлагал цифровую и бытовую технику, сейчас же здесь можно купить товары для детей, косметическую продукцию и даже лекарства. Интересно, что несколько лет назад «Розетка» открыла торговую площадку, где свой товар могут выкладывать и продавать другие участники.
«Алло»
Еще один лидер украинских виртуальных продаж – магазин «Алло». Уже по названию понятно, что при открытии он был сосредоточен на специализированной продукции – продаже телефонов и компьютерной техники. С течением времени сюда добавились бытовая техника, спортивные товары и садовая техника, что позволило расширить целевую аудиторию. Продвижение магазина-сайта осуществляется преимущественно с помощью старой доброй визуальной рекламы в том же транспорте и на билбордах. Также нельзя не отметить, что реальные магазины-филиалы компании составляют удачную основу для виртуальных продаж, вызывая доверие покупателей за счет достаточно высокого качества предлагаемого товара и уровня обслуживания.
«Мобиллак»
Хорошие проценты продаж в последний год показывает интернет-магазин Mobilluck.com.ua. «Мобиллак» также специализируется на технике, предлагая смартфоны, компьютеры, бытовую технику и расширяет свой ассортимент за счет дополнительных ниш. Сюда входят товары для спорта и туризма, детский и школьный мир, канцелярия, дом, сад, огород. Таким образом, сформирована широкая целевая аудитория, покупательский интерес которой поддерживается регулярными акционными предложениями, системой скидок и дисконтами, уценёнными линиями товаров и распродажами. Помимо этого гарантируется добросовестное отношение сотрудников к работе, что обеспечивает слаженную систему функционирования магазина в целом.
«Фокстрот»
«Фокстрот» — гипермаркет бытовой и цифровой техники, а также виртуальная сеть, охватывающая всю страну. За последний год показатели его доходов стали выше, что позволило магазину выйти на 4 место в некоторых рейтингах. В случае с «Фокстротом» мы видим ту же ситуацию, что была описана по отношению к «Алло»: первоначально магазин завоевывал свои позиции в реальной торговле, а затем существенно расширил их за счет виртуального пространства. Рекламная политика гипермаркета не слишком агрессивна, хотя он регулярно напоминает о себе проведением акций, скидками, праздничными распродажами.
«Фотос»
Интернет-магазин «Фотос» занимает в десятке лидеров промежуточное место. С 2014 года здесь была проведена реформа, в результате которой сменилось не только название и логотип компании (теперь — «F.ua. Тот самый Магазин»), но и направление развития. Как и многие мировые виртуальные торговые площадки, «F.ua» пошёл по пути ребрендинга, отказался от узкоспециализированных продаж и значительно расширил предлагаемый ассортимент. Кроме фото товаров и телефонов, он предлагает бытовую технику, товары для дома, косметическую продукцию, спортивное и туристическое снаряжение и многое другое. Расширение клиентуры ожидаемо привело к повышению продаж и продвижению в общем рейтинге.
«Эльдорадо»
В середине списка наиболее успешных виртуальных магазинов Украины оказался «Эльдорадо», главный соперник и конкурент «Фокстрота». История развития тоже повторилась: сначала в городах страны появились гипермаркеты, а спустя несколько лет их продажи дополнились виртуальной торговлей. «Эльдорадо» предлагает большой перечень товаров, создавая узнаваемый бренд и охватывая все большую целевую аудиторию. Главное направление – цифровая и бытовая техника, – дополнилось такими торговыми нишами как «отдых и развлечения» и «красота и здоровье». Тем не менее, основные ставки остались прежними, а узнаваемый логотип и яркое оформление сайта просто притягивают посетителя если не купить, то хотя бы просто полюбопытствовать.
«Make UP»
Удивительно, но в этот список наряду с крупными техническими гигантами попал онлайн-магазин для женской аудитории «Make UP». Он предлагает парфюмерию, брендовую косметику, средства по уходу за телом, волосами, ногтями и всему, что еще может быть красивого в женщине. Некоторая часть каталога посвящена аналогичным товарам для мужчин, привыкших ухаживать за собой. Предлагая продукцию самого разного диапазона цен, «Майк Ап» смог создать довольно разветвленную сеть отделений и охватить большую потребительскую аудиторию.
«ModnaKasta»
Списки самых успешных виртуальных бизнес-проектов в сфере торговли завершают шоппинг-клубы. Интересно, что они нацелены на моду, а не на технику, и их клиенты в основном – девушки и женщины. «ModnaKasta» на украинском виртуальном рынке всего 8 лет, однако она уже собрала около 6 миллионов клиентов и получила рекордное количество наград от Ukrainian E-Commerce Awards. «Модная Каста» предлагает мужскую, женскую и детскую одежду, обувь, модные аксессуары и белье. Маркетинг строится на регулярных, а не сезонных предложениях и скидках, и поскольку речь идет о дорогой брендовой одежде, у «Касты» формируется крепкая и довольно быстро растущая клиентура. Награды говорят о том, что компания отлично умеет выстраивать отношения со своей клиентурой.
«LeBoutique»
Наконец, нельзя обойти вниманием еще один виртуальный шоппинг-клуб одежды, парфюмерии и модных аксессуаров «LeBoutique». В прошлом году база постоянных клиентов этого сервиса достигла показателя 5,5 миллиона человек, и благодаря довольно быстрым темпам роста популярности, «Ля Бутик» в прошлом году запустили маркетплейс, торговую онлайн-площадку для других участников. Благодаря этому ходу, каталог магазина наполнился новыми категориями товара, среди которых постельное и нижнее белье, бытовая химия, посуда, детские товары. Отличный интерфейс, привлекательный дизайн сайта и огромные скидки делают этот магазин отличным местом для шоппинга.