17 октября состоялась бесплатная онлайн-конференция, посвященная отказу украинского бизнеса от российских CRM-систем. В мероприятии приняли участие 9 нишевых экспертов, а пересмотрели его более 900 участников. В этой статье мы собрали полезную информацию с конференции. Она поможет представителям бизнеса лучше подготовиться к миграции на безопасную систему — отечественную или зарубежную.
Почему эта проблема все еще актуальна на третьем году войны
Исследование платформы Ringostat (входит в Netpeak Group) показало, что:
- 17% украинских компаний все еще используют CRM, разработанные в стране-агрессоре;
- 14% — стремятся установить их «с нуля»;
- российские системы входят в тройку самых популярных CRM в Украине.
Такая ситуация крайне опасна, поэтому в Верховной Раде зарегистрировали законопроект о запрете использования российских программ. Чтобы его упростить бизнесу «переезд» с одной CRM на другую, Ringostat 17 октября провели конференцию, пригласив спикерами нишевых экспертов. Полезными советами поделились разработчики CRM Odoo, KeyCRM, Nethunt, Uspacy, KeepinCRM, Creatio, а также интеграторы CRMiUM, CRM Solutions, Weba. Запись конференции можно посмотреть по ссылке.
1. Не используйте российские CRM, даже если к ним привыкли. И вот почему
Любые российские организации тесно сотрудничают с властью. Поэтому все данные, хранимые в CRM-системе, могут быть переданы российским госструктурам. Использование подобных решений чревато утечкой данных, сложностями платежей на счет и репутационными рисками. Кроме того, российское ПО не содержит обновлений для украинских пользователей, локализации для них и соответствия отечественному законодательству.
2. Как пошагово подготовиться к миграции на другую систему
Сначала ответьте себе на несколько вопросов:
- Какие процессы вы хотите автоматизировать: продажи, обслуживание клиентов и т.п.?
- Какие данные вы хотите отслеживать и анализировать?
- Какие функции критически важны для вашего бизнеса?
Чеклист: на какие критерии ориентироваться при выборе системы:
- скорость подключения (у некоторых систем она может составлять до 15 минут) и работы системы;
- готовые интеграции — то есть возможность подключения к другим, в частности, украинским системам, которые использует компания (например, бухгалтерия, email-маркетинг);
- гибкость настроек и масштабируемость: система должна расти вместе с вашим бизнесом;
- возможности мобильного приложения, если оно есть;
- наличие качественной технической поддержки — крайне важно для компаний, впервые внедряющих CRM.
После этого проанализируйте существующие процессы. Как происходит взаимодействие с клиентами и с помощью каких инструментов. Какие недостатки в системе, которую вы сейчас используете, и что вы хотели бы улучшить. Затем проведите исследование рынка и составьте список имеющихся решений. Когда определились, запишитесь на демонстрацию CRM и создайте тестовую среду, чтобы оценить функционал. Важно, чтобы к тесту была привлечена команда, которая будет работать с CRM ежедневно.
Если несколько кандидатов, составьте таблицу для сравнения и оцените соответствие вашим критериям. Когда же вы окончательно сделали выбор, создайте план внедрения и адаптации команды. Нередко члены команды противятся внедрению новой системы. Чтобы решить эту проблему, попытайтесь назначить «руководителей» сопротивления ответственными за направление внедрения. По опыту экспертов, такой неочевидный способ является действенным.
3. На какие украинские CRM следует перейти в зависимости от ниши бизнеса:
4. Какими украинскими и иностранными системами заменить конкретные CRM, разработанные в стране-агрессоре:
- amoCRM — NetHunt, Pipedrive, HubSpot;
- Битрикс 24 — Uspacy, Perfectum, LBS Cloud;
- Yclients — Wlaunch, Integrica, EasyWeek;
- retailCRM — Keepin CRM, KeyCRM, SITNIKS;
- Мой Склад — QUINCEFIN, Bimp.
Нередко системы, разработанные в стране-агрессоре, «мимикрируют» под международные решения. К примеру, речь идет о Kommo, Altegio, Simla.com. Поэтому украинцам следует быть внимательными и изучать происхождение якобы «иностранных» решений.
Как отметили спикеры: непостроенные процессы + автоматизация = автоматизированный хаос. Поэтому для правильной миграции и улучшения существующих процессов следует обратиться к интеграторам — специалистам, которые внедряют подобные системы. Организаторы конференции имеют широкую партнерскую сеть среди украинских специалистов и могут поделиться их контактами.