Выживать, масштабироваться, делать ставку на международный рынок, развивать внутренний продукт, экономить бюджет или искать пути увеличения заработка во время кризиса? На каких векторах развития следует сосредоточить внимание и какие маркетинговые тренды использовать в работе в 2023 году?
PR-агентство «Великие истории» собрало по этому поводу мнения и идеи прогрессивных экспертов и основателей креативных агентств, объединенных профессиональным сообществом Ukrainian Digital Community.
Трансформация и изменение приоритетов
Прошлый год стал для Украины временем вызовов и испытаний. В начале войны тысячи бизнесов буквально замерли, а продуманные стратегии, рекламные кампании и идеи перестали работать. Выиграл тот, кто быстрее сумел перестроиться и трансформировать коммуникацию с учетом новых реалий. Такая же тенденция, по мнению экспертов, продолжится и в текущем году.
Алина Щербина, основательница и СЕО PR-агентства «Великие истории»:
Девиз «Сделано в Украине» с 2023 года и дальше будет становиться все популярнее. Украинские производители громко заявляют о себе на весь мир и получают положительный фидбек. Наш бизнес доказал свою смелость, силу и качество, и это будет еще долго приносить хорошие результаты для брендов и на внутреннем, и на внешнем рынках. Для дальнейшего развития бизнеса рекомендую обдумать свои действия по трем сценариям: работа в примерно таких же условиях, как сейчас; еще больший экономический спад и, возможно, мировой кризис; рост экономики и улучшение геополитической ситуации. В соответствии с ними закладывайте различные рекламные бюджеты и возможности производства продукта, чтобы обеспечить максимальную мобильность и быструю адаптацию бизнеса.
Антон Даниелян, основатель образовательного проекта «Акуле Плевать» и партнерского маркетинга агентства «Akula Agency»:
Украинские специалисты и бизнес продолжают закрепляться в «метамодерне» реальности, где нужно быть максимально искренними и открытыми со своей аудиторией. В прошлом году весь рынок спустился пирамидой Маслоу на несколько ступенек вниз. Цены увеличились, а доход снизился. Это означает, что перед каждой покупкой мозг человека задает все больше логических вопросов, один из которых: «А это нам действительно нужно?». Следовательно, горизонт планирования покупки уменьшился до нескольких дней и большинство таких действий люди хотят закрыть «здесь и сейчас». Поэтому даже самое простое решение — «Автоматические ответы» в Инстаграмме — позволит бизнесу увеличить количество клиентов.
Владислав Степаненко, владелец агентства LeadProfit и владелец продюсерского центра EdRise:
Потребитель стал более взвешенно выбирать товары, учитывая потребность, время реализации заказа, оперативность. Цикл заключения сделки стал больше, но возросло количество заказов в сети. Вместе с тем, с началом войны количество рекламодателей уменьшилось. Впрочем, на это нужно смотреть как на возможность получить хорошие результаты и масштабировать свой бизнес. Сейчас можно (и нужно!) смело занимать свободные ниши, учитывая прошлый опыт и ошибки.
Онлайн и оффлайн коммьюнити
2022 показал, что сила — в единении. Именно поэтому нетворкинг и объединение в различных комьюнити как в реальной, так и в виртуальной жизни — еще один тренд ближайших лет.
Евгений Кудрявченко, Founder Vintage Web Production и co-Founder Ukrainian Digital Community:
В 2022 году у нас по полной заработала новая площадка новостей, которые распространяются быстрее любых медиа — Telegram. Фактор того, что Telegram и YouTube стали главными медиа в стране — не совсем ожидаемый, но эта концепция успешно работает на рынке и это нужно учитывать.
Анатолий Компаниченко, Partner & COO агентства “Superheroes.ua”:
В 2023 году будет развиваться тренд на объединение людей в группы, клубы по интересам, консорциумы. Все ищут своих, чтобы общаться, советоваться, поддерживать, вдохновляться и делать больше. Этот нетворкинг не ограничится только внутри государства, он становится международным. И, конечно, для такого рода коммуникаций, как в сети, так и лично, необходимо знать международный язык, поэтому учим и улучшаем английский ежедневно. Относительно онлайна убежден, что в 2023 году еще более прецедентной сетью для Украины станет LinkedIn и нам всем придется научиться ей пользоваться правильно.
Алина Щербина, основательница и СЕО PR-агентства «Великие истории»:
Тренд на комьюнити будет развиваться не только вокруг бизнеса и людей, занимающихся совместными проектами, но и вокруг каждого бренда в отдельности. Компании будут собирать вокруг себя лояльных клиентов, адвокатов бренда и строить с ними чаты, сообщества, проводить живые встречи. Поэтому профессия комьюнити-билдера вскоре станет очень востребованной. Что касается онлайна, делайте ставку в Twitter. Его ведут политики, известные бренды, эксперты. Часто коммуникация в этой сети становится вирусной и здесь иногда формируются новые тренды, мемы и интересные истории. Telegram также тестирует инструменты рекламы, продвижения и максимального привлечения клиентов. И, конечно, Тик-Ток из года в год становится все популярнее и все больше бизнесов адаптируют свои стратегии, учитывая работу с ним. Видео, идеи компаний «залетают» с бешеной популярностью и формируют цепочки трендов во всех нишах. И это отлично работает.
Инструменты достижения бизнес-целей в 2023
Тренд на скорость и видеоконтент — мастхев 2023 года. Репутация как самих брендов, так и их владельцев будет все больше формировать лояльность и доверие клиентов.
Борис Гуртовой, CEO Trixter Digital:
Бренд Украина в этом году стал мировой тенденцией, но по любой идее такой стратегии должен быть важный смысл. Экономически страна находится в тяжелом состоянии, у людей будет еще меньше денег, чем сейчас. Чтобы сохранить бизнес, фаундерам и ТОПам придется еще больше оптимизироваться и сосредотачиваться на максимально быстро окупаемых инструментах. В 2023 году будет работать перформанс-маркетинг и мобильный контент с персонализацией. Специалисты постараются найти целевого потребителя на основе сервисов рекламы искусственного интеллекта, а продакшн-команды будут делать фокус на виральных охватах в TikTok, Reels и Shorts. Вместе с тем советую владельцам бизнеса и директорам развивать свой личный бренд. Это возможность не только увеличить доверие компании за счет медийности владельца, но и привлечь новых клиентов благодаря органическим вирусным охватам.
Дмитрий Танасов, соучредитель DL agency:
2023 год будет стремительным в развитии, особенно его вторая половина. Инвестиции в Украину будут расти ежемесячно и до полной Победы над врагом. Поэтому следует закладывать бюджеты на увеличение производства и маркетинг и ни в коем случае не ставить на паузу работу команды или компании, потому что, как показывает практический опыт, то, что не развивается, деградирует. А репутация, полученная во время войны, станет ключевой при выборе потребителей.
Владислав Степаненко, владелец агентства LeadProfit и владелец продюсерского центра EdRise:
В этом году советую коллегам-экспертам делать ставку на контент, потребности клиентов, коллаборацию с лидерами мнений и качественный рекламный трафик. Тренд на многоканальность и коммуникацию в разных каналах не исчезает. Помните, чем больше таких качественных точек соприкосновения с клиентом, тем больше вероятность того, что человек примет решение совершить покупку у вас.
Влад Вахильчук, маркетолог, предприниматель, владелец агентства классического маркетинга и агентства спортивного маркетинга Evolution:
Отслеживайте в своих проектах те рычаги влияния, которые вы можете ежемесячно контролировать и которые будут давать 100% достижение поставленных целей. Делайте ставку на практичность и ситуацию вокруг. Лучше не гнаться за трендами, а трезво оценивать ситуацию и принимать решения. Выберите лучшее 2-3 актуальных и важных для вас направления и работайте с ними максимально качественно. В 2023 году важно акцентировать внимание на физиологических потребностях людей и безопасности. Без этих ключевых вещей будет трудно вложить в головы людям какие-то «креативные» месседжи. Компании должны излучать уверенность, чтобы сплотить вокруг себя клиентов. А еще важно не молчать и говорить о своей позиции, помощи, чтобы сотни тысяч людей, глядя на вас, вдохновлялись примером и умножали хорошие дела.
Как видим, нам предстоит еще один год, когда придется быстро принимать решения, искать новые инструменты для взаимодействия с аудиторией и продолжать развивать бизнес во времена неопределенности. Используйте тренды, о которых говорят эксперты, и, главное, будьте настоящими. Желаем Победы на всех фронтах!