Психологический эффект доктора Фокса как тактика достижения успеха заключается в следующем: если экспрессивный и харизматичный лектор выглядит солидно и уверенно, прекрасно владеет приемами устной речи и подтверждает свои слова выразительной жестикуляцией, то он способен полностью завладеть вниманием аудитории. И тогда посредственный материал или даже откровенная профанация будет принята слушателями благосклонно. Более того, многие посчитают, что лекция оказалась полезной и они научились чему-то новому. Еще вернее эффект срабатывает, когда лектора заранее представят, как маститого мэтра со множеством регалий.
Эксперимент в Южной Калифорнии
В начале 70-х в Университете Южной Калифорнии исследователи Д. Нафтулин, Дж. Уор и Ф. Донелли провели классический эксперимент, давший впоследствии название вышеупомянутому эффекту. На медицинском факультете прочитали 20-минутную лекцию на тему: «Математическая теория игр и ее применение к врачебному образованию». В зале сидело 55 человек: психологи, психиатры, служащие социальных организаций. Глубоких познаний по данной теме они не имели.
Лектор — доктор Майрон Л. Фокс. Его заранее представили слушателям в качестве научного светила, ученика самого Джона фон Неймана, именитого и авторитетного эксперта по теории игр, автора множества статей и книг по математике. Корифей вышел на сцену и с первых же минут полностью завладел вниманием аудитории. Его выступление было страстным и энергичным. Оно сопровождалось выразительной мимикой и жестикуляцией, фразы содержали множество научных терминов и неологизмов. Докладчик с первых же слов установил ментальную связь с залом. Он дружелюбно общался со слушателями, от него веяло душевным теплом, а сама речь была построена в живом и юмористичном стиле.
После окончания лекции присутствующих в зале людей попросили высказать свое мнение, заполнив анкету. В ней были вопросы типа: «Хорошо ли докладчик разбирается в материале?», «Смог ли доктор Фокс подать информацию интересным образом?», «Как Вы считаете, было ли в лекции что-нибудь для Вас новое и поучительное?» и другие. Согласно ответам, большинство респондентов восприняли лектора положительно. Прослушанный материал они оценили, как полезный и были твердо убеждены в том, что получили новые ценные знания. Более того, несколько человек отметили, что следят за выступлениями доктора Фокса и знакомы с его работами!
Суть эксперимента в том, что никакого «доктора Майрона Фокса» в реальности не существует. Вместо него на сцену вышел профессиональный актер Майкл Фокс. Он ничего не понимал в математике, теории игр и врачебном образовании. Перед выступлением ему дали один раз прочитать статью из журнала “Scientific American”. Исследователи попросили его как можно лучше применить свои способности к публичным выступлениям. И предложили использовать в лекции побольше неологизмов, общих или двусмысленных фраз и даже заявлений, которые бы противоречили одно другому. Аудиально доклад показался слушателям очень убедительным.
По результатам эксперимента исследователи опубликовали статью в журнале “Scientific American”. Они рассказали о том, как авторитетность докладчика и его умение подать материал способны «обольстить» слушателей и внушить им уверенность, что они получили пользу от лекции. Статья привлекла внимание научного мира и, несмотря на критику, внесла свой вклад в пересмотр системы оценки преподавателей по отзывам студентов.
Что нужно для того, чтобы сработал «эффект доктора Фокса»?
Эффект доктора Фокса хорошо коррелирует с эффектом ореола. Согласно последнему, особенности незнакомого человека и его характеристики оцениваются на основе общего впечатления при первой встрече. По результатам эксперимента в Южной Калифорнии, а также последующих исследований, можно перечислить несколько факторов, способствующих возникновению этого психологического феномена:
- Личность оратора. Экстраверт, который производит впечатление приятного, открытого и доброжелательного человека, будет лучше воспринят аудиторией, чем замкнутая, невротичная и отстраненная особа.
- Харизма. Если докладчик способен увлечь аудиторию и заразить ее своим энтузиазмом, если он умеет подать материал в легкой форме с элементами юмора, поощряет активность слушателей и всегда готов им помочь, то его наверняка будут воспринимать как знающего лектора. В тоже время действительно хорошо подготовленные преподаватели, которые выступают монотонно и скучно, не пользуются популярностью у студентов.
- Внешний вид. Правило «встречают по одежке» никто не отменял. Докладчик вернее произведет впечатление солидного мэтра, когда будет соответствовать типичному образу делового человека. Он должен быть одет в строгий костюм с рубашкой и галстуком, на ногах — начищенные туфли, аккуратно причесан, движения степенные, речь уверенная.
- Изложение материала. Есть неписанное правило: «Важно не столько то, что ты говоришь, сколько то, как ты говоришь». Лектор обязан говорить легко, свободно и естественно, солидным тоном, уверенно и грамотно, не запинаясь, не сбиваясь с мысли, не задумываясь часто и надолго. Полезно шутить, приводить реальные примеры, рассказывать всевозможные истории. Лишь в этом случае речь окажется убедительной, он произведет впечатление хорошо подготовленного специалиста. Откровенное поминутное подглядывание в конспект не способствует созданию образа компетентного ученого.
- Невербальная коммуникация. Очень важно во время выступления установить зрительный контакт с аудиторией и поддерживать его. А также передвигаться по залу или хотя бы по кафедре, жестикулировать и улыбаться. Слушатели проникаются симпатией к таким докладчикам.
Что из этого следует?
После ознакомления с эффектом доктора Фокса можно сделать два важных вывода. Все, кому приходится выступать перед аудиторией, должны знать, что серьезный материал — это половина дела. Его еще надо правильно подать, лишь в этом случае он будет в надлежащей мере воспринят слушателями. А всем остальным желательно помнить, что вокруг каждого из нас находится очень много всевозможных псевдогуру, политиков, маркетологов и прочих выступающих с высоких трибун. У каждого из них свои цели и часто для их достижения они используют эффект доктора Фокса, чтобы быть убедительными.