Маркетплейсы продолжают укреплять свои позиции и увеличивать продажи по всему миру. В 2023 году сумма, которую покупатели потратили на заказ с маркетплейсов, выросла на 7% в мире и более чем на 23% в Украине. Количество заказов выросло еще больше — на 35%. В прошлом году покупатели значительно увеличили покупки в категории инструментов, автозапчастей, товаров для дома и спорта.
Партнерская сеть Admitad провела анализ более 120 млн заказов по маркетплейсам по всему миру и более 3,2 млн заказов в Украине, чтобы выделить основные изменения в отрасли в 2023 году. Исследование включает статистику более 150 маркетплейсов, среди которых как мировые гиганты, такие как Alibaba и Amazon, так и ведущие украинские маркетплейсы, такие как Rozetka, OLX, Prom.ua и т.д.
Также следует отметить, что наибольшее количество заказов сделали жители областных центров, среди которых Киев, Львов, Днепр, Харьков, Винница, Одесса, Луцк, Полтава и Запорожье.
Отрасль продолжает расти на фоне мировой рецессии
Несмотря на вызовы мировой экономики, индустрия электронной коммерции продолжает расти, а вместе с ней развиваются и ее яркие представители — маркетплейсы. Получив мощный толчок к росту во время пандемии, они продолжают развивать успех благодаря новым факторам.
Одним из них является стремительный рост мобильных продаж по всему миру. Маркетплейсы уверенно работают с мобильным трафиком и умеют точно использовать преимущества тренда. Глобальная доля мобильных заказов во всех покупках по маркетплейсам выросла с 22% до 34%. В Украине рост был еще более стремительным в прошлом году — с 25% до 38%.
На рост продаж также существенно повлияло и использование различных инструментов маркетинговой поддержки, которые маркетплейсы предлагают брендам на своих площадках для продвижения их товаров. К примеру, Amazon Marketing Services продолжал активно расти в 2023 году. Многие локальные маркетплейсы в Украине также применяют подобные методы, чтобы помочь брендам максимизировать продажи, а значит и прибыль самого маркетплейса.
Украинцы стали еще больше интересоваться инструментами и автозапчастями
В 2023 году средний чек покупки на маркетплейсе в мире составил 23 доллара, в Украине он был поменьше — 20 долларов.
По оценкам Admitad Украина, в мире интересы пользователей за прошлый год распределились между модой (24%), электроникой (17,1%), товарами для дома и сада (13,4%), косметикой (7%), игрушками и товарами хобби (4,8%), автозапчастями (4%) и спортивными товарами (3,6%). По сравнению с 2022 годом доля продаж в категориях «Мода» и «Товары для дома и сада» значительно уменьшилась. В то же время категории «Инструменты» (3%) и «Осветительные приборы» (2,5%) приблизились к топ-позициям.
В Украине топ-категории выглядят похоже, но все же есть существенные отличия. К примеру, безусловное лидерство среди электронных покупок: телефоны, бытовая техника, электронные компоненты и т.д.
Топ товарных категорий по доле в общем количестве украинских продаж на маркетплейсе в прошлом году выглядит следующим образом:
- Электроника — 29%
- Дом и сад — 15,9%
- Мода — 14,6%
- Инструменты — 7%
- Автозапчасти — 6,7%
- Спортивные товары — 5,8%
- Красота и здоровье — 5,3%
- Лампы и освещение — 5,1%
- Мать и дети — 3,3%
- Игрушки и хобби — 3,2%
- Другое — 4,1%
Некоторые категории показали рекордные темпы роста количества заказов в Украине:
- Инструменты — +81%
- Автомобили, запчасти и аксессуары — +75%
- Дом и сад — +57%
- Спортивные товары — +55%
- Красота и здоровье — +53%
- Лампы и освещение — +52%
Купоны и партнерские магазины стали эффективнее
Пользователи продолжают активно использовать кэшбек-опции при покупках на маркетплейсах как в 2022, так и в прошлом году — на кэшбек-сервисы пришлось до трети всех покупок. Следующими по эффективности на мировом рынке были контент-маркетплейсы, партнерские магазины, купонные сервисы, контекстная реклама, социальные сети и мобильные приложения.
В 2023 году на 17% выросли продажи через партнерские магазины, агрегирующие предложения товаров и услуг с вебсайтов и торговых площадок разных брендов, создавая тематические товарные ленты. Продажи на маркетплейсах из-за купонных сервисов также выросли более чем на 10%.
По данным Admitad Украина, партнерские магазины и кэшбек-сервисы были не менее эффективны в Украине. Они привлекали клиентов в 20% и 17% случаев соответственно. Следующими по эффективности привлечения продаж для маркетплейсов стали контент-сайты (16%), контекстная реклама (10,7%), массовая рассылка (9,6%), купоны (8,6%), социальные сети (5,1%) и мессенджеры (4,3%). Массовые рассылки и партнерские магазины продемонстрировали рекордный рост продаж на маркетплейсах в Украине — количество заказов из-за них выросло более чем на 75% и 47% соответственно.
Также стоит отметить, что все больше маркетплейсов используют партнерский маркетинг для ускорения роста продаж. Растет и количество партнеров, готовых за вознаграждение привлекать заказы от рекламодателей. В 2023 году их количество в Украине увеличилось на 10%, а сумма прибыли — на 33%.