По прогнозам экспертов мировую индустрию электроники в ближайшие годы ожидает стабильный ежегодный рост на уровне 3-5%. Однако геополитическая обстановка, растущий спрос на электронные компоненты и стоящие перед производителями риски заставляют потребителей нервничать. В первом полугодии 2024 года, по подсчетам партнерской сети Admitad, количество онлайн-заказов электроники выросло более чем на 15%. В Украине спрос отстает от мирового уровня, но с учетом сложившейся ситуации в стране продолжает расти. Сейчас украинцы увеличили количество покупок более чем на 5%.
Admitad проанализировал более 15 млн заказов по всему миру и свыше 1,5 млн заказов в Украине за 2023 год и январь-май 2024 года. В исследовании изучали как заказы на сайтах глобальных брендов и маркетплейсов, так и покупки на локальных площадках – Comfy, Фокстрот, Stylus, Цитрус, Samsung и т.д.
В прошлом году украинские тренды сильно обгоняли глобальный рынок. В 2023 году рост онлайн-заказов в сегменте электроники в стране составил более 20% год к году, и украинские покупатели потратили на них на 10% больше, тогда как глобальный рост заказов составил лишь 9%.
Теперь глобальная динамика заказов кажется скромной на фоне ажиотажного спроса в первом полугодии 2024 года. Однако украинский рынок уже находился в перегретом состоянии, ведь скачок спроса на нем произошел еще в прошлом году. И все же украинские покупатели не только смогли сохранить повышенные темпы активности, но и немного нарастить их. В январе-мае украинские покупатели совершили на 5% покупок больше, чем за тот же период прошлого года, и потратили на них на 6% больше. Средний чек заказа в категории электроники в стране находится на уровне 2 805 грн.
Доля мобильных покупок в стране несколько выросла в начале 2024 года – с 42 до 53%. Пользователи вдумчиво подходят к покупке, сравнивают несколько альтернатив и по характеристикам, и по отзывам.
Глобальный скачок спроса на электронику понятен. Если в прошлом году некоторые покупатели еще откладывали обновление компьютеров и телефонов или покупку новых гаджетов из-за роста цен, то сейчас все уже осознали, что рост стоимости не временное явление, и цены не снизятся в ближайшей перспективе. Возрастает как стоимость производства, так и цена сырья для электронных компонентов. Параллельно с этим увеличивается спрос на них, в том числе и со стороны государственных заказчиков и крупных частных промышленных комплексов. Все эти факторы, конечно, влияют на цены и доступность электроники для обычных покупателей.
В начале 2024 года ажиотаж дополнительно подогрела растущая геополитическая напряженность вокруг Тайваня, где сосредоточена существенная часть мировой электронной промышленности и масштабное освещение этого вопроса в СМИ. Многие покупатели заявляют о том, что «хотят купить гаджет сейчас, пока не поздно». Несмотря на высокие цены, они опасаются, что в дальнейшем их выбор только сузится и некоторые интересные предложения станут для них неподъемными.
По данным Admitad, больше всего во всем мире подскочили закупки бытовой техники – спрос на нее в 2024 году вырос более чем на 20%. Следом следует категория Потребительская электроника (+18%), Офисная электроника (+15%), Электронные компоненты и расходные материалы (+7%) и Телефоны и телекоммуникация (+6%). Статистика по отношению к украинским покупателям также следует этим трендам.
Топ городов Украины с наибольшим числом заказов из категории электроники, ранжированный по размеру среднего чека в 2024 году, выглядит так:
- Днепр – 3 887 грн
- Львов – 3 125 грн
- Киев – 3 045 грн
- Винница – 2 925 грн
- Полтава – 2 725 грн
- Одесса – 2 524 грн
- Кривой Рог – 2 364 грн
- Запорожье – 2 243 грн
- Харьков – 2 243 грн
- Каменец-Подольский – 2 204 грн
По количеству заказов в январе-мае этого года наиболее активными оказались жители Киева, Днепра, Львова, Одессы и Харькова.
Несмотря на ажиотажный спрос, покупатели все же стараются минимизировать свои расходы. По подсчетам Admitad, в Украине снова выросла доля клиентов, использующих кэшбек-сервисы при покупке электроники. Если в 2023 году доля заказов с использованием кэшбека была на уровне 35%, то в 2024 году она уже подскочила до более чем 40%. Часть купонов при покупке электроники также остается стабильно высокой – на уровне 15% заказов.
Лучшими каналами привлечения продаж для брендов электроники в Украине остаются тематические платформы, витринные сайты, партнерские сети, мессенджеры, контекстная реклама и соцсети. Именно на них в 2024 году приходится около 90% всех заказов этой категории. Вебмастера партнерских сетей, которые привлекают клиентов и заказы для брендов за вознаграждение, тоже не остались в стороне от общего ажиотажа. Рост их доходов в Украине в первом полугодии уже превысил 7%.
Важно отметить также большой глобальный тренд, пока не дошедший до Украины – рост продаж с помощью финансовых витрин. Это площадки, публикующие подборки выгодных опций для покупки товара в кредит или рассрочку. В связи с глобальным ростом цен и желанием клиентов обновить свою технику в кратчайшие сроки, все большее количество покупателей обращается к подобным опциям. Количество заказов через эти площадки в 2024 году уже удвоилось.
Но, несмотря на позитивную ситуацию для брендов электроники в Украине и во всем мире, чрезмерно высокая активность клиентов в первом полугодии, как и любой «перегрев» рынка, может привести к незапланированному спаду во втором. Результаты осенних распродаж могут разочаровать бренды, если большинство покупателей удовлетворит свой спрос в первые месяцы года. Компаниям следует учитывать эту вероятность при планировании активностей и бюджетировании на второе полугодие.