По последней статистике Rakuten Viber о мошенничестве в интернете, 62% украинцев сталкивались со злоумышленниками в 2024 году. Одним из распространенных видов мошенничества являются фейковые продавцы и магазины. Пользователи видят выгодное предложение, оплачивают товар, и после этого продавец исчезает. Какие «красные флажки» указывают на то, что продавец пытается обмануть вас? Чтобы шопинг в онлайне был безопасным, команда Viber напоминает об основных шагах, как обезопасить себя от продавцов-мошенников.

Rakuten Viber
По статистике НБУ в 2024 году, сумма убытков от мошенничества за год составила 833 млн грн, и 83% всех схем воплощают именно в онлайне. Сайты-клоны известных брендов, фейковые интернет-магазины — одни из наиболее распространенных мошеннических схем. На что стоит обратить внимание перед тем, как сделать заказ? Viber напоминает семь основных советов:
1. Внимательно проверьте веб-сайт продавца:
- Домен: мошенники часто используют похожие, но неидентичные названия известных брендов, добавляя лишние буквы, цифры или меняя доменную зону (.com на .net и т.д.).
- Дизайн и содержание: небрежный дизайн, некачественные фото товаров, ошибки в текстах могут указывать на мошеннический сайт. Если фото товаров некачественные или отсутствуют и на вашу просьбу поделиться ими, продавец отказывает — это однозначно red flag.
- Безопасное соединение: сайт должен использовать защищенный протокол HTTPS — это можно увидеть по наличию замочка или по клику в адресной строке браузера.
Проверьте представленность магазина в сети. Если это страница в соцсетях — есть ли у магазина сайт, указаны ли контакты, есть ли другие страницы? Для профилей в соцсетях также стоит просмотреть дату создания (если недавно — это может быть тревожный знак).
2. Ознакомьтесь с отзывами
Их отсутствие — повод насторожиться. Обращайте внимание на содержание отзывов: если все комментарии одинаково положительные, используют идентичные фразы — это могут быть боты. Кстати, для офлайн-магазинов стоит проверять отзывы и на Google Maps.
3. Проверьте рейтинг
(в случае маркетплейсов, где есть такая функция) — слишком низкий или отсутствующий рейтинг является поводом задуматься.
4. Проверьте, верифицирован ли профиль
Для профилей крупных бизнесов в социальных сетях существуют специальные отметки, которые указывают, что перед вами — проверенный магазин. В Rakuten Viber возле названия верифицированного профиля будет «голубая галочка».
5. Будьте осмотрительны относительно низких цен
Часто именно заманчивое ценовое предложение стимулирует к покупке. Если один и тот же товар везде стоит примерно одинаково, и только в одном магазине вполовину дешевле — есть риск столкнуться с подделками или мошенничеством. Так же — с акциями: обращайте внимание и не доверяйте предложениям «Только сегодня на 80% дешевле!», «Вы наш тысячный покупатель и выиграли мультиварку», «Как Ecoflow, только вчетверо дешевле» и т.д.
6. Не оплачивайте покупку наперед на карту
Мошенники часто предлагают только один способ оплаты, например, перевод на банковскую карту. Настоящие магазины обычно предлагают различные варианты оплаты (привычные LiqPay, Apple Pay, Google Pay и т.д.), включая оплату при получении.
7. Никогда не передавайте свои личные данные
Кроме всех указанных признаков, важно помнить: настоящий магазин и любой другой бизнес никогда не попросит конфиденциальные данные, кодовые цифры или пароли для подтверждения заказа/создания профиля.
Для того, чтобы ограничить обращения от неизвестных магазинов, в Rakuten Viber можно включить «Запросы на сообщения» (Параметры => Конфиденциальность). Так, получая запрос от незнакомого контакта, пользователь может сразу удалить, заблокировать или пожаловаться на сообщение. Кроме того, сообщения от неизвестных контактов автоматически будут попадать в отдельную папку, которую можно очистить в один клик.
Объем интернет-продаж в мире растет: по прогнозам, в 2027 году он достигнет $7,9 трлн (с $6,3 трлн в 2024 году). Мы привыкли к удобству и скорости онлайн-заказов. А выбирая проверенные магазины и критически оценивая любое предложение, мы защищаем наши покупки.