По запросу Уполномоченного по защите государственного языка, эксперты агентства интернет-маркетинга Webpromo проанализировали рейтинг самых популярных приложений среди украинцев в 2024 году и его изменения за последние годы. Также специалисты исследовали динамику украиноязычных запросов в AppStore и Google Play, проверили популярные приложения в Украине и за ее пределами на наличие украиноязычной версии.
Какими приложениями чаще всего пользуются украинцы в 2024 году?
Выборка, приведенная ниже, охватывает период за январь — октябрь 2024 года. Данные представлены в общем разрезе всех доступных устройств (Android, iOS) и отдельно по каждому из маркетплейсов приложений (Google Play, App Store).
Ключевые выводы:
- По данным Data.ai, первые 20 позиций в рейтинге занимают развлекательные, социальные, полезные/продуктивные, приложения для ведения финансов, шопинг и игры.
- Первое место в общем рейтинге занимает TikTok, который на сегодня является одним из основных инструментов для продвижения бизнеса в онлайне.
- Среди лидеров социальных сетей в обобщенном рейтинге — TikTok, Threads, Instagram, Facebook. Среди мессенджеров украинцы отдают предпочтение Telegram, на втором месте WhatsApp.
- Популярность Telegram, Viber и GetContact. Сейчас существуют сомнения относительно безопасности конфиденциальности данных в этих мессенджерах, однако они продолжают удерживать позиции в рейтингах уже несколько лет подряд.
- Шесть приложений из ТОП-20 в общем рейтинге принадлежат украинским разработчикам. Лидером является приложение Новой почты, Мой Киевстар и Дія. Остальные три — мобильные банкинги Приват24 и monobank, а также приложение «Воздушная тревога», которое не покидает рейтингов уже три года подряд.
- При этом ТОПовые позиции для устройств Android и iOS несколько отличаются. Среди пользователей iOS наиболее популярным является маркетплейс Temu, поиск Google (поскольку он может быть не установлен по умолчанию) и социальная сеть Threads.
- Пользователи Android больше всего пользуются TikTok и мессенджером Telegram, Temu занимает лишь третью строчку. В то же время социальная сеть Threads даже не вошла в список ТОП-20.
- Популярность ChatGPT. Присутствие чат-бота во всех рейтингах ТОП-20 свидетельствует о том, что украинцы активно пользуются ИИ в повседневной жизни.
ТОП-20 самых популярных приложений за 2024 год
*обобщенный рейтинг самых популярных приложений для всех мобильных устройств
**рейтинг «Download Rank» совпадает с рейтингом бесплатных популярных приложений, ведь возможность бесплатной загрузки является приоритетной для пользователей.
Отметим, что в Украине преобладает количество пользователей Android. Так, доля рынка этой мобильной операционной системы составляет 67,32%, в то время как для iOS — 32,31%.
ТОП-20 самых популярных приложений за 2024 год для iOS
ТОП-20 самых популярных приложений за 2024 год для Android
На сколько выросла популярность приложений по сравнению с 2023 годом?
Таблицы ниже показывают динамику изменения самых популярных приложений на устройствах Android и iOS за период январь — октябрь 2024 (сравнение с январем — октябрем 2023 года).
Ключевые выводы:
- Наибольший прирост популярности имеет игровое приложение Brawl Stars. Следующую строчку занимает маркетплейс Temu и приложение мобильного оператора My Vodafone UA.
- Наименьший прирост имеют приложения GetContact, AliExpress и TikTok.
- Все приложения имеют положительную динамику роста.
Ключевые выводы:
- В отличие от устройств Android, на iOS существенный прирост наблюдаем у социальной сети Threads. Следующие ступеньки занимают приложения Meest Почта, Мой Киевстар и WhatsApp Messenger.
- Наименьший прирост имеет поиск Google, Google Maps и ChatGPT.
- Неизменной осталась динамика на приложение Google Meet.
- Не можем проследить динамику для приложений Резерв + и Sinsay. В случае с первым, это связано с датой выхода приложения (май 2024 года), а потому данных для сравнения с прошлогодним периодом нет. Sinsay, в свою очередь, не был таким популярным в прошлом году, а потому количество загрузок мало и недоступно для просмотра.
Как менялся рейтинг самых популярных приложений за последние четыре года?
Ключевые выводы:
- Chrome, Gmail и YouTube потеряли свои позиции в рейтингах 2023 и 2024 годов. Из первой пятерки лидеров 2021-2022 годов остались Viber и Facebook, однако они занимают более низкие позиции по сравнению с 2023 годом.
- Temu впервые попал в ТОП-3 в 2024 году, сместив Instagram на несколько ступенек.
- В рейтинг впервые попала и социальная сеть Threads, которая по популярности опередила даже Facebook.
- TikTok остается самой популярной социальной сетью, а Telegram — наиболее используемым мессенджером.
- Интерес украинцев несколько снизился к мобильным играм: пока в рейтинг попало только приложение Brawl Stars, которое заняло 18 место.
ТОП поисковых запросов: как и что ищут украинцы в 2024 году?
Ниже приведен список самых популярных поисковых запросов для Google Play и AppStore по данным AsoMobile по состоянию на 15.11.2024.
Ключевые выводы:
- Наибольшую динамику по популярности имеют такие поисковые запросы: «нова пошта додаток скачати», «вайбер скачати безплатно», «укрнафта додаток скачати».
- Интерес пользователей растет к скачиванию приложений для «повседневной» жизни: Сильпо, Дія, Uber, Киевстар и др.
- Сохраняется спрос на загрузку социальных сетей и мессенджеров — Viber, Facebook, WhatsApp.
- Активно растет спрос на услуги мобильного банкинга от А-Банк, Кредобанк, Ощадбанк, ПУМБ, Raiffeisen Банк, OTP Банк, Идея Банк.
- На третьем году полномасштабного вторжения украинцев все еще интересуют такие приложения, как VK, Яндекс Алиса.
Как видим, поисковые запросы в основном совпадают с рейтингами популярных приложений. Пользователей больше всего интересуют приложения для развлечений, повседневной жизни, а также социальные сети. При этом преобладают украиноязычные запросы.
Как и в случае с устройствами Android, самым популярным поисковым запросом является «телеграм» и «telegram». Украиноязычные и англоязычные запросы преобладают.
Для анализа динамики самых популярных поисковых запросов был выбран Планировщик ключевых слов Google Ads. Эксперты Webpromo выбрали период за январь — октябрь 2024 и январь — октябрь 2023 и выделили запросы с наибольшим приростом.
Динамика украиноязычных и русскоязычных поисковых запросов: как менялся объем спроса за последние годы
Чтобы понять, как меняется популярность украинского и русского языков в поисковых запросах, специалисты Webpromo использовали инструмент Data.ai. Для анализа были выбраны «evergreen» мобильные приложения, популярность которых не зависит от текущих событий и конкретного периода.
В соответствии с этим, были выбраны ключевые слова с наибольшими объемами поискового спроса на украинском и русском языках, что делает выборку наиболее корректной.
Данные по объему поиска представлены в проиндексированном формате*.
Динамика украиноязычных запросов (App Ѕтоге, iPhone)
Ключевые выводы:
- На устройствах iOS с небольшим отрывом лидируют украиноязычные поисковые запросы, характерные для поиска украинских приложений.
Динамика украиноязычных запросов (Google Play)
Ключевые выводы:
- Украиноязычные запросы преобладают при поиске приложения от украинских разработчиков — «Дія», «Киевстар», «Новая почта». Количество соответствующих поисковых запросов увеличилось по сравнению с 2023 годом, что вероятно связано с ростом популярности приложений.
- По русскоязычным запросам в популярных приложениях социальных сетей наблюдаем незначительную тенденцию к уменьшению.
Популярность украинского языка: общая статистика
Согласно исследованиям Gradus Research, популярность украинского языка неуклонно растет. По состоянию на июнь 2024 года, доля тех, кто общается на украинском в быту, составила 68% (по сравнению с 53% в апреле 2022 года и 61% в апреле 2023 года).
Популярность украинского языка сказывается и на привычках медиапотребления. В октябре 2024 года Исследование Центра контент-анализа впервые зафиксировало доминирование украинского языка в онлайн-пространстве Украины:
- Общая доля украиноязычного контента составляет 56%, в то время как русскоязычных сообщений — 44%.
- Лидерами по количеству украиноязычного контента являются Facebook, Twitter (X) и Instagram. На этих платформах доля украиноязычного контента составляет 80-90%.
- YouTube демонстрирует постепенное укрепление позиций, в то время как в TikTok наблюдается незначительное уменьшение украиноязычного контента.
Интересным является исследование по украинской локализации в магазинах мобильных приложений. Так, в 78,2% установлен украинский язык в любимом маркетплейсе приложений. Второе место занимает английский язык (10,4%), наименьшая доля у русского языка — 8,3%. В то же время 0,3% принципиально не используют определенный маркетплейс при отсутствии украинского языка.
При отсутствии украинского языка в возможностях настройки интерфейса, 63,1% выбирают английский язык, и только 24,3% — русский.
Какое количество популярных приложений имеет украиноязычную версию?
Напоследок мы решили проанализировать наличие украиноязычной версии в самых популярных приложениях Украины и мира. Ключевые выводы:
- Из рейтинга ТОП-20 самых популярных приложений на всех устройствах в Украине не имеет украиноязычной версии только 1 — мобильная игра Brawl Stars.
- Эксперты Webpromo проанализировали 100 самых популярных приложений на всех устройствах в Украине. Среди них 41 приложение не имеет украиноязычной версии.
Для анализа самых популярных приложений в мире были выбраны Германия, Польша и Чехия, поскольку именно в этих странах насчитывается наибольшее количество украинских беженцев по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
- Из 100 самых популярных приложений на всех устройствах в Германии украиноязычную версию имеют 36 приложений (в 2 приложениях не удалось просмотреть поддерживаемые языковые версии).
- В Польше украиноязычную версию имеют 40 приложений (в 4 приложениях не удалось просмотреть поддерживаемые языковые версии).
- В Чехии украиноязычную версию имеют 34 приложения (в 2 приложениях не удалось просмотреть поддерживаемые языковые версии).
В основном украиноязычные версии имеют всемирно известные социальные сети и платформы для работы от Google и Microsoft, а также локальные приложения, критически необходимые для комфортного проживания в той или иной стране. Например, сервисы для бронирования жилья, онлайн-банкинг, доставка еды, такси, запись в больницы и тому подобное.
Исследование подготовлено по запросу Уполномоченного по защите государственного языка агентством интернет-маркетинга Webpromo. Инструменты исследования, которые были использованы:
- Data.ai — сервис на основе искусственного интеллекта, который объединяет данные о клиентах и рынке.
- ASOMobile — платформа, которая объединяет маркетинговые и консалтинговые решения для успешного развития мобильных приложений.
- Планировщик ключевых слов Google Ads — инструмент для поиска ключевых слов и анализа их эффективности.