В 2019 году медали получили более 10 тысяч выпускников, а в 2024 — более 24 тысяч одиннадцатиклассников. Образовательный портал Education.ua проанализировал интересный феномен школьного образования: количество выпускников, получающих золотые и серебряные медали, постоянно растет, в то же время мониторинги качества образования демонстрируют ухудшение знаний учащихся.
Отличников становится больше: медали за знание или для статистики?
Данные закупки медалей, проанализированные образовательным омбудсменом через систему Prozorro, показывают значительный скачок в количестве наград. За шесть лет — с 2019 по 2024 — количество медалистов выросло на 141,36 %, тогда как количество выпускников увеличилось лишь на 24,67 %.
В 2019 году медали получили около 10,1 тысячи человек, а уже в 2024 году — 24,3 тысячи. Особенно впечатляет прирост золотых медалистов: если в 2019 году они составляли всего 3,1% всех выпускников, то в 2024 году этот показатель вырос до 8,2%.
Такая динамика с медалистами наталкивает на важный вопрос: действительно ли уровень знаний настолько вырос, что почти каждый десятый выпускник достоин медали?
Все исследования показывают падение результатов обучения, а количество медалистов растет. Украинский образовательный парадокс,
— отмечает глава комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак.
Без иллюзий: реальный уровень знаний по исследованию PISA и результатам НМТ
Если посмотреть на объективные данные о качестве знаний, картина выглядит не столь оптимистично. Например, исследование PISA-2022, оценивающее образовательную подготовку подростков, выявило, что большинство украинских учеников достигли базового уровня знаний, только второго из шести возможных. В частности, 58% учеников достигли этого уровня по математической грамотности, 59% — по читательской, а 66% — по естественной.
Такие данные указывают на серьезные образовательные потери, особенно из-за отсутствия у учащихся навыков критического мышления, анализа и логического обоснования.
Отдельные неутешительные результаты также демонстрирует национальный мультипредметный тест: если в 2023 году выпускники не преодолели порог из 9793 предметных тестов, то уже выпускники 2024 года на НМТ не справились с 31056 предметами. Выпускники 2024 года сдали НМТ в 3 раза хуже выпускников 2023 года. Конечно, на худшие показатели НМТ повлияли и большее количество обязательных предметов, и повышение проходных баллов, однако статистика сигнализирует об определенных тревожных моментах.
Значительно выросло количество выпускников, которые сдали НМТ в год окончания школы и не смогли преодолеть порог. Если в 2023 году НМТ по украинскому языку не сдал 181 ученик, то в 2024 году таких выпускников — 895. В 2024 году порог математики не преодолели 26 309 вчерашних школьников — это на 196 % больше, чем в 2023 году, когда 8 891 не сдал тестирование.
Итак, мониторинги свидетельствуют о том, что дети теряют знания. И в этом контексте рост количества медалистов выглядит особенно удивительно. Причина может скрываться в подходах к оценке. Как отмечает Сергей Бабак, списки медалистов формируются еще до конца учебного года, что может подталкивать школы «дотягивать» учеников до нужных оценок. А учитывая, что на изготовление медалей тратится немало бюджетных средств, комитет по образованию Верховной Рады уже выдвинул предложение отказаться от финансирования этих наград из госбюджета.
Рост числа медалистов на фоне ухудшения знаний свидетельствует о необходимости переосмысления системы оценки в школе.