С 1 сентября 2025 года в Украине вступит в силу Закон «О лоббировании» и заработает Реестр прозрачности, который будет курировать НАПК. Все, кто влияет на решения власти в интересах клиентов, должны будут зарегистрироваться в открытой базе и дважды в год отчитываться о деятельности и финансировании.

Встреча в UK comms club
Что будет считаться лоббированием
Под определение подпадает деятельность, если одновременно имеются:
- влияние на орган власти или должностное лицо;
- коммерческий интерес;
- объект лоббирования (должностное лицо или орган);
- предмет — нормативно-правовой акт.
Не будет считаться лоббированием журналистика, участие в консультациях и слушаниях, адвокация без коммерческого интереса или бесплатные обращения граждан.
Суть закона — формирование культуры добропорядочного влияния. Сначала нужно регулирование, а уже потом рынок покажет, как развиваться. Если работаешь прозрачно и профессионально, есть клиенты — почему бы не зарегистрироваться? Это вопрос имиджа. Для НАПК главное — знать источники влияния и обеспечить открытость,
— отметила Анастасия Езерская, руководительница отдела организации работы с заинтересованными сторонами и обеспечения принятия актов антикоррупционной политики НАПК во время встречи в UK comms club.
Как будет работать Реестр прозрачности
Чтобы стать субъектом лоббирования, нужно будет заполнить данные онлайн, пройти аутентификацию через КЭП, указать сферу деятельности и источники финансирования. Регистрация — бесплатная.
В публичной части Реестра будет доступна статистика: кто самый активный, какие сферы самые популярные и кого лоббируют больше всего. Каждые полгода лоббисты будут отчитываться о клиентах, предметах и объектах лоббирования, расходах, встречах с должностными лицами, взносах в партии или избирательные фонды.

Интерфейс Реестра прозрачности
После запуска закона НАПК получит полномочия проводить мониторинг соблюдения законодательства, давать разъяснения и выносить предписания в случае выявления нарушений.
Влияние на коммуникационеров
Закон изменит и работу PR- и GR-команд. Публичные заявления спикеров компании, колонки или участие в дискуссиях могут трактоваться как элемент лоббистской активности, если имеют такие признаки.
Езерская подчеркнула: даже материалы в СМИ могут стать основанием для проверок. Поэтому компаниям придется пересмотреть стратегии, создавать чек-листы и обновлять политики для внешних агентств.
Если определенные месседжи компании регулярно повторяются, имеют целью влияние на решения органов власти и предусматривают бизнес-интерес, это может расцениваться как лоббирование. Например, мероприятие, организованное коммуникационщиками по заказу бизнеса с участием главы парламентского комитета, тоже может быть расценено как активность в рамках лоббирования. Поэтому коммуникационные специалисты должны понимать основы GR и знать, где грань между адвокацией и коммерческим влиянием,
— говорит основательница коммуникационного агентства UK comms Ульяна Колодий.
Как реагирует бизнес
Представители бизнеса отмечают: вопросов пока больше, чем ответов, однако готовность к новым правилам есть.
Инна Бойчук, директор по корпоративным вопросам сети «Аврора», отметила, что GR-направление в компании только формируется, но уже планируется внутренняя политика:
Мы стремимся создать прозрачную, этическую систему лоббирования по международным стандартам. Лоббирование — это влияние, но общество еще не готово к тому, что бизнес отстаивает свои интересы.
Ярина Скороход, GR&PR-менеджер Группы ДТЭК, подчеркнула, что лоббизм для бизнеса — естественная часть работы:
Энергетика — один из самых зарегулированных секторов, и мы уже готовимся к новым нормам. Слово «лоббизм» нужно декриминализировать, ведь бизнес создает рабочие места, платит налоги и поддерживает ВСУ.
По ее словам, первые зарегистрированные лоббисты будут формировать репутацию профессии. А для компаний важно учитывать, что даже ответы спикеров СМИ могут расцениваться как лоббистская деятельность.









































































