Платежная платформа Payoneer опросила 3 575 представителей малого и среднего бизнеса из 15 стран, в том числе из Украины, об их планах по развитию, амбициям и вызовам, с которыми те сталкиваются. Несмотря на полномасштабную войну, украинские предприниматели более активны на международном рынке и имеют более высокие показатели роста доходов.
Малые и средние бизнесы (МСБ) из разных уголков мира видят в выходе на международный рынок ключ к достижению собственных целей. Так, 72% опрошенных предпринимателей считают трансграничную экспансию средством увеличения клиентской базы и доходов. Впрочем, как свидетельствуют данные, в 2022 году МСБ получили от экспорта всего 61% доходов.
В то же время, в прошлом году опрошенным украинским МСБ экспорт принес 77% доходов. Стоит отметить, что к полномасштабной войне, в 2021 году, благодаря экспорту в соотношении они заработали даже меньше — 71% от общего дохода.
На сегодняшний день пропорция между местными и зарубежными клиентами в опрошенных МСБ из 15 стран еще не свидетельствует об их активной трансграничной экспансии. В этом году она в среднем составляет 58,5% местных заказчиков против 41,5% зарубежных. В портфолио их украинских коллег сейчас 75% иностранных клиентов.
Если говорить о регионах, представляющих наибольший интерес у малых и средних бизнесов, планирующих выходить на международный рынок, то самым популярным в настоящее время является Европа и Центральная Азия. 35% опрошенных МПБ отметили, что в следующие пять лет будут вкладывать больше всего ресурсов в экспансию именно в эту часть мира. На втором месте Северная Америка — искать успех там планирует пятая часть респондентов (20%).
Одновременно с расширением клиентской базы МСБ по всему миру стремятся увеличивать сети подрядчиков, чтобы повысить свою гибкость и устойчивость. Если два года назад они работали в среднем с 17 подрядчиками, то сегодня их количество выросло до 22. Имеют также планы предприниматели и на увеличение пропорции иностранных поставщиков в своем портфолио — это позволяет, в частности, смягчить риски, связанные с логистическими сбоями. В настоящее время среднее соотношение местных и зарубежных подрядчиков составляет 61% на 39%.
У украинских малых и средних бизнесов ситуация иная: хотя они сотрудничают с меньшим количеством поставщиков (13 в 2020 году и 20 в 2022 году), пропорция между их отечественными и иностранными партнерами лучше с точки зрения устойчивости бизнеса — 50% на 50%.
«Малый и средний бизнес является двигателем роста и инноваций во всем мире, и Украина не исключение. Более того, сейчас их роль в развитии нашей страны трудно переоценить. Им удается не только поддерживать экономику, обеспечивать работой миллионы людей в кризисное время войны и помогать армии, но и постоянно развиваться и расти. Наш опрос показал: за прошедшие два года, 2021 и 2022, среднегодовой прирост доходов украинских МСБ составил 8%. В то же время, средний показатель в мире вдвое меньше», — прокомментировала Любовь Данилина, генеральный директор Payoneer в Украине.
Дополнительные сведения об амбициях и возможностях МСБ по всему миру, а также вызовы, с которыми они сталкиваются в нашем отчете «Барометр амбиций малого и среднего бизнеса», который доступен по ссылке.
Методология исследования
Payoneer в партнерстве с Oxford Economics, ведущей мировой независимой компанией по экономическому консультированию, провели онлайн-опрос в ноябре 2022 года, в котором приняли участие 3575 руководителей малого и среднего бизнеса (250 работников или меньше) со всего мира. Наше исследование имело целью понять, как МСБ планирует расширяться за границей, а также проблемы, с которыми они сталкиваются при достижении своих целей, в том числе разрушительные глобальные события и неэффективные платежные процессы. Выборка состоит из генеральных директоров, собственников, финансовых директоров, менеджеров — всех, кто влияет или принимает решения о стратегии и деятельности своей компании.
Онлайн-опрос проводился в конце 2022 года и охватил респондентов из 15 стран: США (253), Бразилии (251), Аргентины (251), Великобритании (252), Сербии (250), Франции (251), Израиля (251). Кореи (250), Филиппин (250), Вьетнама (252), Китая (252), Индии (252), Бангладеш (251), Объединенных Арабских Эмиратов (251) и Украины (58).
Мы опросили поставщиков товаров и услуг в 16 отраслях, среди которых деловые и профессиональные услуги (253), финансовые услуги (243), ИТ и компьютерные услуги (269), искусство и развлечения (223), архитектура и инженерия (239), образование (219); гостинично-ресторанный бизнес (232); здравоохранение (227); персональные услуги (218); электронная коммерция (238); розничная торговля (259); оптовая торговля (236); транспорт, логистика и складское хозяйство (214); производство (241); сельское, лесное и рыбное хозяйство (160); горнодобывающая промышленность (102).
Примечание об Украине
Для украинской выборки онлайн-опрос проводился среди клиентов Payoneer с 29 ноября 2022 по 26 января 2023 года.
О Oxford Economics
Oxford Economics — ведущая мировая независимая компания по экономическому консультированию. Охватывая более 200 стран, более 100 промышленных секторов и 8 000 городов и регионов, мы предоставляем аналитику и решения, которые помогают клиентам быстрее принимать разумные и ответственные бизнес-решения во все более сложном и неопределенном мире.