Исследование от robota.ua и Healthy Mind показало причины недостаточной вовлеченности сотрудников в программы ментального здоровья.
Опрос охватил 123 украинские компании — от крупных корпораций до небольших бизнесов. Участие приняли представители различных отраслей: IT, производства, медицины, образования и других. По структуре компаний результаты распределились так: 47% — крупные предприятия (250+ сотрудников), 29% — средние, 19% — малые и еще 6% — микробизнесы.
Оказалось, что почти две трети опрошенных компаний (63%) уже внедрили программы поддержки ментального здоровья. Но даже при наличии таких инициатив только 34% работников активно в них вовлечены ー преимущественно из-за низкого интереса сотрудников к этим программам (43%). Это происходит в том числе потому, что инициативы не всегда соответствуют их текущему состоянию или потребностям.

Основные вызовы
Популярные форматы поддержки
Наиболее распространенными форматами программ ментального здоровья являются консультации с психологами (34%), тренинги (29%) и образовательные материалы (26%). Менее популярными оказались горячие линии (7%) и специальные командные мероприятия (4%).
Среди инновационных практик компании внедряют Mental Health Days — пять дополнительных оплачиваемых дней отпуска в год, индивидуальные консультации с нутрициологами, видеопрактики йоги, офисные массажи и тематические месяцы wellbeing.
Но проблемой остается недостаточная вовлеченность сотрудников в существующие программы. Проблема может быть глубже: сложно сказать, работает ли программа вообще.

Форматы и типы программ
Как измерить эффект ー и не потерять доверие команды?
Часто компании просто не имеют инструмента, который позволяет увидеть состояние команды до и после внедрения проектов ー в отчетах и в динамике. Помогает ли он реально, каково состояние команды сейчас и как оно меняется со временем?
Один из практических способов — предоставить сотрудникам возможность проводить регулярную диагностику психоэмоционального состояния, чтобы она училась больше заботиться о себе. Получая о своем ментальном состоянии понятные объяснения и персональные рекомендации, она может дальше принимать решения: нужна ли ей помощь и в какой сфере больше всего.
Компания предоставляет ей базовый инструмент диагностики, который позволяет увидеть первопричины большинства распространенных проблем (выгорания, стресса, тревожности, снижения мотивации). Все эти данные напрямую отражаются на бизнес-показателях компании.
Как владелец нескольких бизнесов и инвестор в healthtech, я много раз видел, как состояние команды влияет на результат. То, что 63% украинских компаний уже внедрили программы ментального здоровья — хороший знак. Но настоящий вызов — сделать эти программы не просто доступными, а действенными. Понять, что действительно работает, а что нет. Я верю в инструменты, которые позволяют мягко, но точно «снимать температуру» в команде — без давления, без нарушения приватности. Это позволяет помочь вовремя — и человеку, и бизнесу. Такие решения, как Healthy Mind, — это не «галочка» в соцпакете. Это забота, которая должна ощущаться. И это инвестиция, которая возвращается в атмосфере, в преданности, в устойчивости компании в трудные времена,
— Сергей Токарев, соучредитель и партнер Roosh Investment Group (которая является соучредителем Healthy Mind).
Анонимность как основа доверия
Для многих сотрудников важно, чтобы их состояние оставалось личным пространством. И именно это часто сдерживает людей от участия во внутренних инициативах. Практика регулярных чек-апов уже используется в ряде компаний — в формате, гарантирующем анонимность.
Внедрение программ ментального здоровья — лишь первый шаг. Реальная ценность начинается там, где есть системная работа с анализом состояния команд и адаптацией под потребности, а также где есть последовательная коммуникация от лидеров. Сегодня от нас ожидают не деклараций, а доверия и конкретных решений — и компании, которые способны слышать и реагировать на сигналы вовремя, будут иметь более сильные команды. В этом особенно помогают цифровые инструменты, позволяющие видеть динамику, оценивать риски выгорания и строить персонализированную поддержку не «вслепую», а опираясь на фактические данные,
— комментирует Марина Головко, HRD robota.ua.
Наличие программы еще не означает, что она работает. Даже активное вовлечение не всегда свидетельствует о реальном влиянии на состояние людей. Только цифры позволяют увидеть динамику, заметить изменения вовремя — и принимать решения, основанные не на предположениях, а на реальной потребности команды.









































































