До самой большой распродажи года осталось всего несколько дней и бренды и маркетплейсы заняты последними приготовлениями к самому горячему периоду 2023 года – некоторые из них уже начали показывать первые предложения распродаж. Партнерская сеть Admitad Украина проанализировала онлайн-продажи во время Black Friday в прошлом году и оценила тренды электронной коммерции на 2023 год. Компания прогнозирует, что онлайн-продажи в Украине вырастут по меньшей мере на 60% и выделила типы товаров, которые будут наиболее востребованы среди украинцев в этом году, а также показала, где бренды могут найти новых клиентов.
Чтобы спрогнозировать самые популярные категории товаров и эффективные каналы трафика, партнерская сеть Admitad Украина проанализировала более 148 миллионов онлайн заказов по всему миру и более 600 000 онлайн заказов в Украине.
Всплеск продаж будет меньшим, но более длительным
В 2022 году продажи на Black Friday во всем мире в очередной раз побили рекорды. Эксперты в этой области утверждают, что глобальные заказы в среднем выросли от 2 до 15% по сравнению с 2021 годом. Сам факт того, что рост происходил в нынешних экономических условиях и на фоне роста инфляции, безусловно, хороший знак для бизнеса. В этом году украинские бренды должны увидеть умеренный рост продаж по сравнению с менее благоприятным 2022 годом.
По данным Admitad Украина, за неделю распродаж покупатели в Украине увеличили свои заказы на 57%, а расходы – на 22% по сравнению с «обычным» периодом. В этом году можно ожидать еще больший всплеск, ведь по оценкам Admitad Украина, в 2023 году общее количество онлайн-покупок в Украине вырастет по меньшей мере на 7% по сравнению с предыдущим годом. По оценкам экспертов, бренды могут рассчитывать на скачок продаж на 60%.
С каждым годом можно наблюдать, как потребительская активность распределяется более равномерно в течение всего периода распродаж и менее сфокусирована именно на пятницу. Многие компании продолжают период распродаж, включив в него дни, предшествующие Black Friday и последующие за ней. В результате разница в активности покупателей в пятницу и другие дни распродаж стала менее резкой по сравнению с предыдущими годами. Это свидетельствует о том, что часть дополнительных заказов была распределена на разные дни.
Чтобы не потерять эту дополнительную активность покупателей – брендам следует планировать свои действия на дополнительные дни/недели до и после распродажи, а не ограничиваться только по выходным «черной пятницы».
Какие товары востребованы среди украинцев?
В 2022 году маркетплейсы вышли в лидеры, их доля в среднем составляет более 60% всех продаж в мире и более 65% продаж в Украине. При этом пользователи как онлайн-маркетплейсов, так и отдельных брендовых магазинов имели очень схожее поведение при совершении покупок и общие товарные интересы.
В прошлом году товары из категорий «Мода» и «Товары для дома» обогнали электронику, ранее занимавшую первое место в рейтинге. Мебель и товары для дома сделали огромный скачок вперед и возглавили список. Распределение заказов в целом по миру выглядит следующим образом:
- Мода (одежда, аксессуары, обувь, часы) – 29,2%
- Дом и сад – 21,1%
- Электроника и смартфоны – 16,4%
- Детские товары, игрушки и игры – 10,4%
- Красота и здоровье – 7,4%
- Спортивные товары – 3,9%
- Автотовары – 3,8%
- Инструменты – 3,8%
- Другое – 4,8%
Сектор онлайн-сервисов играл более активную роль в продажах. Чтобы определить их роль в прошлом году, Admitad Украина также исследовала общий объем продаж, в том числе через онлайн-сервисы. В Black Friday 2022 в тройку лидеров вошли билеты на мероприятия (10,6%), различные онлайн-сервисы (6,8%), а также компьютерные и мобильные игры (6%).
Украинские покупатели сильно отличались по типам популярных товаров от мировых трендов – война наложила отпечаток на потребности покупателей. Например, лидером продаж стала электроника: аксессуары типа павербанков и зарядных устройств, средства связи, бытовая техника, в том числе обогреватели – на них пришлось более 32% всех продаж. Далее следуют товары из категории «Лампы и освещение» с 15,2% – в ноябре 2022 года уже начали происходить систематические аварийные отключения электроэнергии из-за обстрелов со стороны страны-агрессора в разных регионах Украины. На товары для дома и сада пришлось 14,9% продаж.
Только на четвертой строчке с 10,5% продаж оказались одежда, обувь и аксессуары – украинцы значительно снизили интерес к этой категории товаров в прошлом году, особенно по сравнению с мировыми показателями. С другой стороны, украинцы проявили повышенный интерес к авто- и мотозапчастям – на них пришлось 6,4% заказов. Еще 5,8% пришлось на категорию «Инструменты».
Все вышеперечисленные категории остаются актуальными и в 2023 году, но некоторые из них стали еще популярнее. Эти основные товарные категории демонстрируют наиболее значительный рост:
- Средства личной гигиены и фармацевтика +85%
- Автозапчасти +69%
- Бытовая техника и электроника +32%
- Одежда, обувь, аксессуары +29%
- Электроника +25%
Где привлекать клиентов?
По оценкам Admitad Украина, в 2022 году контент-сайты и онлайн-СМИ привлекли более 23% всех мировых продаж во время Black Friday. Пользователи, воспользовавшиеся предложениями кэшбек-сервисов, сделали еще 20,3% заказов. 14,4% покупок совершили посетители витринных сайтов, более 9% – пользователи купонов. Еще 8,6% продаж бренды получили из контекстной рекламы, а 8,2% – из социальных сетей.
Кешбек-сервисы сыграли еще более важную роль для украинских покупателей, на них приходится около 26% всех покупок в стране. На контент-платформы приходится 20% всех онлайн-продаж. Витринные сайты и контекстная реклама имели несколько более высокую покупную активность по сравнению с глобальной статистикой – на них пришлось 15,8% и 14,1% соответственно. Купоны использовались поменьше и принесли лишь 6% всех заказов.
Также важно обратить внимание на те источники продаж, которые стремительно набирают популярность среди украинцев в 2023 году и увеличивают количество продаж:
- Массовая рассылка +35%
- Витринные сайты +33%
- Контекстная реклама +25%
Все больше брендов внедряют партнерский маркетинг в свои стратегии – количество украинских компаний, работающих с этим инструментом, выросло в 2023 году. Причины роста ясны – партнерский маркетинг позволяет бизнесу охватить абсолютно все способы привлечения клиентов и получить максимальный охват, не рискуя при этом бюджетом и экспериментируя с новыми каналами трафика. Ожидается, что партнерские продажи и прибыль вебмастеров во время Black Friday обновят рекордные максимумы. По оценкам Admitad Украины, в 2022 году доходы вебмастеров по всему миру подскочили на 37% в этот период. В Украине они выросли на 26%, и в текущем году они могут рассчитывать на еще большие доходы.
Важно учитывать популярные категории и капитализировать растущее влияние определенных каналов трафика. Это позволит брендам максимизировать продажи и не проиграть конкурентную борьбу за клиентов.