В обычной прошлой жизни у меня интересная, разнообразная, достаточно драйвовая и стрессовая работа. Я — молодой украинский предприниматель, который не зависит от корпорации или государства, самостоятельно принимает решения и несет за них ответственность. Развиваюсь и набиваю свои шишки, которых не избежать, когда быстро растешь и строишь свой бизнес в 27 лет. В обычной жизни я бы с упоением писала о реалиях, в которых живет рекламное агентство и рассказывала маркетинговые лайфхаки. Вот только эти реалии изменились, а говорить о новых правилах сложно, но нужно.
Все, кто дочитают статью до конца, смогут узнать откровения от моей команды о смене рабочего настроения в период карантина.
Маркетинг является неотъемлемой частью бизнеса, а бизнес в Украине замер. Большинство компаний находятся в ступоре и боятся принимать решения. Скажу честно, 80% наших проектов стоят на паузе и просто не актуальны до окончания карантина. И даже это не самое острое в сложившейся ситуации. Поменялись поведенческие модели аудитории. Люди ведут себя, думают и покупают по-другому, это значит, что прошлые рекламные кампании стали не актуальны. И тут мы встречаемся с парадоксом: заготовленные маркетинговые решения больше не актуальны, а новые создают только 20% клиентов. Мой первый совет: выйти из маркетинговой спячки.
Люди стали особенно чувствительны:
- бренды, которые дают старый неактуальный контент аудиторию раздражают,
- бренды, которые молчат, выпадают из поля зрения,
А те бренды, которые ведут честную коммуникацию, будут в жизни аудитории как сейчас, так и в будущем.
Один из наших любимых клиентов — компания Easy Pay, они предлагают огромное количество онлайн платежей, карт лояльности и бонусов прямо в приложении. Сейчас их сервис физически помогает людям соблюдать карантин. Наша креативная платформа для бренда «Город заговорит с тобой». С людьми через приложение говорят заправки, кафе, супермаркеты, коммунальные службы… Уже сейчас мы разработали новые материалы, где супермаркеты призывают оставаться дома, играть в «слова», «крокодила» и шахматы, а доставка сама придет после заполнения онлайн формы.
Для того, чтобы говорить, бренду не обязательно работать с потребностью сегодняшнего дня. Прекрасным примером является Планета кино. Аудитория понимает, что у компании сложные времена, готова к честному разговору и даже может поддержать бренд, хоть люди и не знают, когда в следующий раз окажутся в кинотеатре planetakino.ua/certificate.
Ikea реагирует на негатив, который в условиях карантина распространился и на обитель их мебель — дома людей. Компания выступает с призывом наслаждаться домом и даже не помечает свою продукцию в кадре
В противовес этому запускаются маркетинговые решения, которые изобретаются специально под сегодняшний запрос аудитории. Пример тому — абонемент на утренний кофе (я не уверена, что этот продукт соответствует правилам карантина).
Бренды понимают, что люди буквально переехали в Zoom, Skype, Facetime, Hangouts, поэтому предлагают разнообразить свой кадр не только яркими фонами, но и аксессуарами.
Даже квесты переехали в онлайн: facebook.com/pg/vzapertiua/events, а живопись в Instagram под хэштегом #мистецтвовдома.
Не смотря на все обилие контента онлайн, за все это время карантина я посмотрела только один видео урок от Натали Портман на masterclass.com и составила огромный список что еще почитать, посмотреть, выучить. Очень удобно многие ресурсы собраны тут traktor.cc.
Но я не советую вам спешить составлять такой огромный список
Важно принять ситуацию со всей ее сложностью и позволить ей быть таковой. Сейчас на человека кроме давления страха смерти, экономического краха и лишения свободы передвижения давит еще тренд «использовать это время». Найти новый виток бизнеса, научиться новому, смотреть оперу… Мой план простой: выйти из кризиса с бизнесом и мне кажется, что этого достаточно. Не стоит развивать чрезмерный пафос вокруг ситуации. Продолжить работать, сохранить офис, команду и сделать несколько проектов за время карантина — очень достойный вариант.
Вот только сохранить людей, офисы и проекты уже удалось далеко не всем. Нам в Nebo повезло. Ни один клиент до сих пор не нарушил свои обязательства, это вызывает большое уважение. Мы не отказались от офиса и не сократили зарплаты. Пока что работы у нас много и даже есть новые запросы. Тем не менее, мы расписали самый пессимистичный план и готовы к нему. Исходя из этого мы создали новый продукт — ежемесячное сопровождение клиентов. Обычно мы не беремся за подобные задачи, нам нравится быть супергероями, которые появляются, творят добро и исчезают. Поменялся контекст, меняемся и мы. Для тех клиентов, которые понимают важность беспрерывной коммуникации в кризис, мы готовы выделить ресурс и работать одной командой нон-стоп.
Буду честной, рабочие будни агентства сильно изменились, я поделила все новое на плюсы и минусы:
—
У меня закрепился комплекс Inbox Zero. Это психологический барьер, когда ты не можешь оставлять письма, звонки или сообщения неотвеченными.
Work/life balance ощутимо пошатнулся в сторону работы. Больше нет неважных задач, каждое обращение, просьба клиента и статья стали важны для бизнеса.
Должна признаться, я ненавижу Zoom и получаю меньше удовольствия от работы онлайн.
+
В команде появляются новые традиции, к примеру, мы все вместе делаем зарядку на первом утреннем созвоне.
Мы начали больше ценить нашу рабочую рутину. Думаю, после карантина мы еще долго не услышим фразу «Ура, пятница».
Мы наконец находим время на семью, которого вечно не хватало. Это — бесценно.
Я понимаю, что моя картина мира и картина моих сотрудников может сильно отличаться. Исходя из этого я собрала у команды Nebo их впечатления от происходящего и тоже поделила на плюсы и минусы:
—
По ощущениям работы стало намного больше и все эти люди, которые постят в соц сетях, что они используют это время на развитие/спорт/готовку раздражают.
ЗУМ И СКАЙП ЭТО ЖОПА. Когда говорят два человека одновременно, а не слышно никого… Когда садится сначала батарея на телефоне, потом на наушниках, потом опять на телефоне, потом павербенк…. когда все коллеги сидят у окна и на них падает красивый солнечный свет, а ты сидишь в уголке и на тебя светит синюшный экран, превращая в мертвеца…. продолжать можно вечно
Созвоны. Поскольку у меня дома нет стационарного интернета (это типа дача), долгие видеозвонки превращаются в тихий ужас. Постоянно пропадает звук, и я вечно отключаюсь. Из-за этого меня не покидает чувство, что я могу пропустить что-то важное, и потом отримати сувору догану.
Не посмотрел ни одного фильма: не прочитал ни одной книги, не подписался ни на один курс — пока нет времени!
В частном секторе всегда есть какая-то неотложная работа. Поэтому рабочий день может прерываться домашними хлопотами. Так и живем: здесь копирайты для клиента, здесь — тележка с листьями, здесь соцсети, здесь — «Игорь, покорми собаку».
С началом карантина я стал реже принимать душ и перестал переодеваться.
+
Мы так соскучимся по живому общению, что после карантина будем очень рады друг друга видеть 🙂 коронавирус — лучший тимбилдинг!
Из-за высокой загрузки нет времени на деградацию.
Я начал высыпаться, ведь просыпаюсь сразу на рабочем месте.
Вроде бы мелочь, но она оказалась очень заметной сейчас: теперь не нужно тратить по часу жизни утром и вечером на дорогу «дом — работа — дом».
Появилось время на работу, чтение книг, занятий музыкой, общение с теми людьми, с которыми давно не общаешься.
За время карантина мы сможем приучить неструктурных членов команды пользоваться таск-менеджерами, календарем и всеми прелестями диджитализации.
Суммируя первые недели карантина, я могу с уверенностью сказать, что это странные времена и я жду их окончания. Но пока окончания не видно, мы с командой будем оставаться в контексте, честно вести коммуникацию от имени наших смелых клиентов и получать удовольствие от новых ритуалов.