Как мы вместе с топовым украинским англоязычным медиа WithUkraine расставляли точки над «і» и подсветили ошибки ведущих мировых СМИ.
Помните времена, когда мы читали о войнах в мире и не обращали внимания на детали: «конфликт» или «вторжение», «повстанцы» или «террористы». Прочли коротенькую заметку в каком-то странном медиа, как результат: сформулировали собственное мнение о событии. По идее, так же европейцы, американцы, и в целом все люди, сейчас создают свое впечатление о полномасштабном вторжении россии в Украину. С таким подходом бороться трудно, потому что невозможно за год или два научить весь мир медиаграмотности.
Поэтому важно работать не только с конечным потребителем медиапродуктов, но и с медиа на прямую. Особенно с ведущими изданиями, которые почему-то принято считать источником непоколебимо правдивой информации. Ведь если BBC пишет, что российские военные «эвакуировали» мирных жителей вместо использования термина «принудительная депортация», они играют на руку российским нарративам и поддерживают войну против Украины.
К сожалению, такие случаи далеко не единичны. Поэтому команда linza agency вместе с командой WithUkraine создали проект, целью которого было привлечь внимание к недопустимости употребления пророссийских формулировок при освещении событий российско-украинской войны в мировых медиа. Этот проект стал возможным благодаря поддержке ОО «Платформа Публичной Дипломатии» и ERIM в рамках программы «Устойчивость» — 30-месячный проект, финансируемый Европейским Союзом и выполняемый ERIM в партнерстве с Black Sea Trust, Фондом Восточной Европы, Фондом «Дом прав человека» и Дом прав человека в Тбилиси.
Вместе мы разработали серию из пяти Instagram Reels, которые осветили наиболее вопиющие примеры неточностей международных СМИ в новостях и подчеркнули возможные негативные последствия. Конечно, не забыли и о правильных формулировках, которые следует использовать в дальнейшем.
В этом проекте мы подсвечиваем целенаправленное или случайное использование авторитетными западными СМИ выгодных для российской пропаганды нарративов. Поскольку западные медиа оказывают существенное влияние на то, как иностранцы понимают события, на поддержку Украины — для нас важно привлечь и сами СМИ, и их читателей к аккуратности в освещении событий российской агрессии. Например, в одном из видео мы рассказываем, что не так с терминами «pro-Russian rebels», «separatists», которые, в частности, употребляет в своих публикациях The Guardian, а также подчеркиваем важность замены формулировок на более корректные («Russian proxies») , «Russian collaborators», or «Russian soldiers»), — рассказывает Ирина Гадецкая, главный редактор и менеджер WithUkraine.
Темы и тексты предоставила команда WithUkraine, а команда linza agency отвечала за визуализацию. Для нее мы выбрали быстрый стиль видеоколлажа. Это помогает максимально эффективно отразить проблемы, затронутые в видео. Такая стилистика одинаково эффективна как с включенным, так и выключенным звуком, поскольку оба варианта просмотра достаточно распространены среди пользователей Instagram.
В коммуникациях в социальных сетях нужно максимально быстро заинтересовать зрителя и донести мысль. У нас действительно есть несколько секунд перед тем, как зритель захочет пролистать ленту дальше. Именно поэтому мы выбрали такую минималистическую стилистику: минимум графических элементов и иллюстраций и максимум фактов, подтвержденных реальными скриншотами и цитатами из мировых медиа», — говорит Елена Зенченко, артдиректор linza agency.
Результаты:
284,000+ просмотров, 4600+ лайков, 400+ сохранений и дополнительно охват 50,000+ в Твиттере.
В начале полномасштабного вторжения мы с командой linza agency имели в замысле несколько проектов, один из замыслов был как раз для медиа против российской пропаганды. Этот замысел тогда не осуществился, хотя мы претворили в жизнь два других масштабных проекта. Но когда я увидела конкурс в поддержку независимых медиа и журналистов, сразу подумала об этой теме и о партнерах WithUkraine. Ведь это классное, молодое независимое медиа, которое с бешеным успехом работает на иностранную аудиторию. Мы списались, договорились и объединили суперсилы двух команд в этом проекте: продакшн-опыт linza agency, экспертность по работе с иностранными аудиториями и медиа WithUkraine. И я считаю это крутым примером коллаборации, помогающим приблизить Украину к победе. И в медиаполе тоже», — рассказывает СЕО и директор по маркетингу linza agency Ирина Шостак.