Полномасштабная военная агрессия россии против Украины существенно повлияла на жизнь страны — изменения претерпели все сферы. Естественно, что бизнес также оказался в сложных условиях и вынужден был приспосабливаться к новым реалиям. Не обошло это участие и игорную индустрию. О том, как война повлияла на область гемблинга и изменила их маркетинговые коммуникации и рекламу, читайте в материале.
Предыстория
Азартные игры легализовали в Украине только в 2020 году, а первая лицензия была выдана в феврале 2021 года. Это позволило начать детенизацию игорного рынка и ускорить развитие бизнес-культуры в этой индустрии. Помимо лучшего сервиса и безопасности для игроков, предоставляющих лицензированные операторы рынка, этот шаг создал мощную статью поступлений в бюджет. Только к концу 2021 года благодаря продаже лицензий государству удалось заработать более 1,7 млрд. грн. Также эксперты отмечают, что легализация игорного бизнеса позволила создать более 1500 рабочих мест за последние 1,5 года и способствует развитию смежных сфер бизнеса.
Как рынок отреагировал на начало полномасштабного вторжения?
По словам главы Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей Ивана Рудого, после стремительного развития, начатого с легализации гемблинга, в этом году в КРАИЛ планировали привлечь в госбюджет не менее 1,5 млрд грн платы за лицензии. Также собирались продолжить информационные кампании по борьбе с игровой зависимостью и повышению осведомленности граждан о работе рынка. Но начало вторжения сменило приоритеты всей индустрии, сфокусировав ключевое внимание большинства компании на защите своих сотрудников.
Как отметил руководитель операционного направления одной из крупнейших украинских гемблинг-компаний Дмитрий Дяченко, 24 февраля стало для всех шоком, а финансовые показатели в одночасье обвалились в пять раз. Сейчас, как отмечают специалисты, показатели по рынку уже несколько улучшились. Если говорить об онлайн-сегменте, то он почти вернулся к довоенным цифрам. У наземных игорных заведений ситуация более сложная: многие из них приостановили свою деятельность из-за близости к боевым действиям или временной оккупации территорий.
Как украинский гемблинг адаптировался к работе в условиях войны?
Антон Кучухидзе, глава профильной ассоциации Ukrainian Gambling Council, отметил, что самый большой спад произошел одновременно как в онлайн, так и в наземном секторе. Однако когда первый шок спал, онлайн-сегмент игорного рынка начал постепенно набирать обороты, хотя еще и не вернулся к довоенным показателям. CEO крупной бетинговой компании Наталья Гилевич также отмечает почти полное обновление показателей.
«Первые положительные тенденции заметили в конце весны: ВСУ давали отпор оккупантам, была освобождена Киевская область», — отметила она.
Что касается офлайна, то здесь ситуация хуже. По мнению Антона Кучухидзе, этот сегмент будет восстановлен полностью. Например, в прифронтовых регионах и оккупированных территориях говорить о возобновлении работы можно будет только после нашей победы и стабилизации ситуации. Посещаемость наземных игровых заведений тоже сильно сократилась — по словам экспертов, на 40% по сравнению с предыдущим годом.
Вместе с тем, не смотря на все вызовы, рынок продолжает работать. Война внесла существенные коррективы в приоритеты и целые компании. В большинстве своем они сосредоточены на трех направлениях:
- Сохранность персонала. Топ-менеджмент большинства ведущих гемблинг компаний Украины отмечает важность сохранения команд. Сфера почти не потерпела сокращений или урезание заработных плат. Более того, некоторые игроки рынка продолжают расширять штат, создавая рабочие места.
- Безопасность служащих. Как и у остальных бизнесов, с началом полномасштабного вторжения в игорных компаниях возникла необходимость обезопасить своих сотрудников и их семьи. Многие гемблинг-компании эвакуировали своих сотрудников на Запад Украины, другие компенсируют расходы на жилье и переезд.
- Поддержка страны. По словам Виктории Закревской, Заместитель главы Ukrainian Gambling Council по коммуникационным вопросам, все члены UGC (более 80% легальных операторов рынка азартных игр), тем или иным способом поддерживают Вооруженные силы Украины. Также не следует забывать и о поступлениях в бюджет, которые за первые 9 месяцев 2022 года составили более 800 млн. грн.
Как изменилась маркетинговая коммуникация и реклама гемблинга в Украине?
По словам Дмитрия Дьяченко, в их компании пока отказались от конверсионной рекламы. По его мнению, во время войны призывать людей к игре, обещая «красивую жизнь», не очень уместно. Учитывая активную помощь армии, оказываемой большинством операторов рынка, ключевые акценты в коммуникациях сместились в плоскость корпоративной социальной ответственности. Также активно используется патриотическая тема. Большинство компаний преследуют цель повышения узнаваемости бренда.
Как гемблинг помогает людям во время войны?
Во время войны людям трудно справиться с происходящим вокруг негативом. В этих условиях азартные игры становятся для многих не просто развлечением, но и хорошей эмоциональной разрядкой. Украинское онлайн казино и приложение казино для андроїд joker.win предоставляют 100% к депозиту от 1500 гривен на первый месяц после регистрации по промокоду VABANK.