В декабре 2023 мы опубликовали прогноз объема рынка маркетинговых сервисов в Украине на 2024 год. Сейчас есть прекрасная возможность сверить часы и уточнить, что происходит в отрасли, и насколько прогнозируемый тренд сбывается.
Напомним, что эксперты МАМИ прогнозировали рост рынка маркетинговых сервисов на 19% (корректива июля 2024 – 20%). Масштабные и комплексные производительные проекты, разнообразие новых идей и разноплановость задач, внедрение новых инновационных технологий – вот основные тенденции первого полугодия. Растет спрос на персонализированные кампании, акцент на социальной ответственности брендов актуальны согласно сегодняшним украинским реалиям. Trade marketing, loyalty marketing, consumer marketing увеличатся на 20%, 15% и 20% соответственно, – подтвердили оценку предоставленную в декабре 2023. В Event marketing и sponsorship, по мнению специалистов, возможен рост на 30% по сравнению с 2023 годом.
Предыдущие прогнозы можно было бы удвоить, но военные действия вносят свои коррективы, что оказывает непосредственное влияние на стабильность и инвестиции в маркетинговые кампании. В то же время мы, украинцы, быстро учимся и адаптируемся к сложным реалиям. И даже отключения, спады и другие сложности войны не останавливают нас, а наоборот – мотивируют развиваться и идти вперед, несмотря ни на что.
Маркетинговые сервисы | Объем 2019г. млн грн. | Объем 2020г. млн грн. | Объем 2021г. млн грн. | Объем 2022г. млн грн. | Объем 2023г. млн грн. | % изменения 2023 до 2022 | Объем 2024г. млн грн. | % изменения 2024 до 2023 | |
Объем рынка МС, ВСЕГО | 7 034 | 5 299 | 5 959 | 2 387 | 2 828 | 18% | 3 388 | 20% | |
В том числе: | |||||||||
Trade marketing (Мерчандайзинг, Trade promo, Программы мотивации и контроля персонала) | 2 542 | 2 161 | 2 377 | 1 188 | 1 426 | 20% | 1711 | 20% | |
Loyalty marketing (Mailing, DB management, Contact-Center) | 1 122 | 1 066 | 1 119 | 560 | 616 | 10% | 708 | 15% | |
Consumer marketing | 1 587 | 1 270 | 1 460 | 438 | 526 | 20% | 631 | 20% | |
Event Marketing and Sponsorship | 1 783 | 802 | 1 003 | 201 | 260 | 30% | 338 | 30% |
Что вообще сейчас происходит в области, какие настроения, планы, тренды?
Мы пригласили руководителей агентств прокомментировать рыночную ситуацию. Отметим, что каждый комментарий – бесценен. Специалисты откровенно и честно поделились мнениями о внутренних нюансах агентств и общей картине в маркетинговом бизнесе.
Светлана Степаненко, управляющий партнер BetterSvit: Ренессанс в маркетинговых сервисах Украины
Иносказательно, мы проживаем сейчас «эпоху Ренессанса» на украинском BTL рынке. В первом полугодии 2024 года увидели самые высокие объемы и динамику роста маркетинговых сервисов после большого спада с начала войны. Возрождение и рост происходит абсолютно по всем направлениям. Большее количество и масштабы потребительских активаций и нацпромо, больше инвестиций в шоппер-маркетинг, появление новых событий, расцвет стендапов и благотворительных событий, восстановление ивентов и программ лояльности, которые были на паузе. Большим доказательством возрождения является возвращение одного из самых больших фестивалей Украины и Европы – ATLAS Weekend.
Выросло количество фактически воплощенных в жизнь проектов и количество планов, запросов и тендеров от клиентов. Но насколько длительным будет такой положительный тренд во втором полугодии – это вопрос, учитывая последние события и перемены.
По данным последнего исследования Info Sapiens, в мае 2024 значительно ухудшились потребительские настроения украинцев. Атаки на энергетическую инфраструктуру, отключение света, проблемы внутренней и внешней политики, глобальные изменения – это неопределенность формирует пессимистические взгляды украинцев на развитие экономики и личный материальный статус в этом году.
В то же время, вижу, что мы, украинцы, быстро учимся и адаптируемся к сложным реалиям. И даже отключения, спады и другие сложности войны, надеюсь, не остановят нас и не будут ставить жизнь на паузу, а наоборот – мотивируют развиваться и идти вперед.
Татьяна Гусак, бизнес юнит директор Adsapience: устойчивость и адаптивность – must have!
Устойчивость и способность адаптироваться к сверхсложным условиям перестали быть чем-то чрезвычайным. Теперь это ожидание большинства клиентов.
Негативное изменение рынка – чувствуем острый дефицит кадров. Если раньше это касалось скорее белых воротничков, то теперь нехватка персонала затронула логистику, производство, техническую поддержку и промоушн в точках продаж. Это влияет на возможность комплексно и качественно подходить к задачам и на количество проектов, которые можно реализовать на качественном уровне. Работать удаленно и адаптироваться к отключениям электроэнергии – это реальность, которую мы учитываем.
К счастью, практически все наши клиенты являются нашими партнерами, а значит, понимают современные риски и нашу решимость адаптироваться и работать.
Положительное изменение рынка – задачи «на вчера» встречаются все реже. В приоритете – качественная коммуникация в проектах. Мы держим стратегический фокус и направляем силы на коммуникационные проекты с социальным влиянием. Ведь какими бы ни были прогнозы, должны поддерживать и общество, и страну на пути к победе.
Владимир Зборовский, директор Havas Engage Ukraine: инновации, разнообразие, производительность.
В первом полугодии 2024 года мы нарастили обороты и темп, который взяли еще в конце 2023 года. Масштабные и комплексные супер продуктивные проекты, разнообразие новых идей и разноплановость задач, внедрение новых инновационных технологий – вот основные тенденции первого полугодия. Растет спрос на персонализированные кампании, акцент на социальной ответственности брендов актуальны согласно сегодняшним украинским реалиям. Мы бы даже были готовы удвоить свои предыдущие прогнозы, но военные действия вносят свои коррективы, что оказывает непосредственное влияние на стабильность и инвестиции в маркетинговые кампании. Поэтому руководствуемся краткосрочным планированием.
Оксана Коротченко, Commercial Director All Motion: персонал, планирование, партнерство.
Мы все научились работать в новой реальности и агентства, и клиенты. Видим повышение маркетинговой активности клиентов, увеличение горизонта планирования. Стабильная динамика в трейд маркетинге. Остальные сервисы зависят исключительно от стратегии конкретного клиента. К примеру, среди корпораций, с которыми мы сотрудничали много лет, подавляющее большинство полностью или почти полностью прекратило инвестировать в маркетинговые сервисы. Мы активно вышли на рынок и подписали контракты с новыми клиентами в прошлом году. Несмотря на трудности, смогли адаптироваться к переменам, как и все украинцы.
Благодаря большой сети персонала, которую мы строили много лет, даже сейчас мы можем быстро выполнять национальные проекты. Но дефицит кадров на всех уровнях существенный, и ни один бизнес не может этого не признавать.В последнее время появилось больше крупных проектов. Это вдохновляет нашу команду и дает нам силы двигаться дальше.
Один из главных вызовов, над которым должна работать вся индустрия – это налаживание планирования с клиентами. Генераторы и EcoFlow закуплены, что обеспечивает стабильную работу. Но в текущих условиях уже сложно осуществить проект «на вчера» и нужно закладывать больше времени на подготовку, учитывая все обстоятельства.
Мы понимаем, что в условиях постоянной неопределенности важно быть гибкими и готовыми к любым изменениям. Наши прогнозы оптимистичны, иначе и быть не может! Мы не сдаемся и продолжаем движение вперед, разрабатывая новые стратегии и внедряя инновационные подходы.
Наша команда постоянно работает по улучшению внутренних процессов и повышению эффективности работы. Мы стремимся быть не только исполнителями, но и партнерами для наших клиентов, помогая им добиваться их целей в новых условиях. Верим, что вместе мы сможем преодолеть все трудности и не отставать от современного мира по внедрению новых технологий в маркетинговые решения.
Александр Микитенко, CEO MEX a member of Havas: дефицит кадров.
Рынок восстанавливается насколько это возможно во время войны. Участники рынка привыкли к новой реальности. Новым вызовом становится удержание, мотивация и привлечение сотрудников. Дефицит кадров самый высокий за всю историю индустрии в нашем государстве.
Вадим Туткевич, генеральный директор группы компаний LEX MARKETING: упругость, динамичность, оптимизация.
По результатам первого полугодия можно отметить, что рынок маркетинговых сервисов Украины в целом адаптировался к новым реалиям в условиях длительного военного положения. Подавляющее большинство компаний оптимизировали инвестиции и минимизировали потенциальные риски с ключевым акцентом на эффективность затрат. На наш взгляд, прогноз на 2024 год практически без изменений, по сравнению с форкастом, который мы предоставили в ноябре 2023 года. Увидим дальнейший постепенный рост рынка ТС в целом.
Ключевыми драйверами роста станут сегменты Trade marketing и Consumer marketing из-за роста спроса на более гибкий, динамичный и контролируемый аутсорсинг (по сравнению с менеджментом собственных полевых команд и структур) и ростом конкуренции за конечного потребителя. Также прогнозируем положительную динамику в Event Marketing and Sponsorship.
Ирина Кузьмина, директор Prospects Ukraine: общая социальная ответственность.
В целом, по результатам полугодия 2024 наблюдаем положительное развитие рынка маркетинговых сервисов. Заметное замедление роста, но экономика в Украине продолжает восстанавливаться, что непосредственно влияет на маркетинговые бюджеты. Компании успешно адаптируются к новым условиям ведения бизнеса, некоторые иностранные бренды осторожно, но возвращаются на украинский рынок, что приятно свидетельствует о вере в потенциал и будущее страны.
На сегодняшний день планирование маркетинговых кампаний требует более тщательного внимания, детального анализа и индивидуального подхода к потребностям бренда, учитывая актуальность контекста, тренды, болевые точки, проблемы и уязвимость потребителя. Особую популярность получает маркетинг социального влияния – современные потребители активно поддерживают бренды, разделяющие их ценности, тонко ощущающие уместность и искренность месседжа, общественную ответственность.
Именно поэтому потребители все более объединяются вокруг украинских брендов, которые являются хорошим примером социальных инициатив. Все больше компаний сотрудничают с благотворительными организациями и поддерживают инклюзивных производителей. Также наблюдается увеличение запросов на ивенты, являющиеся инструментом сбора средств для помощи армии, пострадавших от российской агрессии граждан, и других важных активностей. Есть тенденция сохранения культуры социальной ответственности в обществе и дальше, до и после желаемой победы, поддерживая уязвимую часть общины и тех, кто эту победу одержал.
Все эти важные учеты общественной ценности привлекут активную поддержку потребителей, которые станут ключевыми составляющими успеха в современном бизнесе.
Роман Швец, Managing Partner, We’Story Advertising Agency: рост = рост спроса + инфляция.
Результаты первого полугодия 2024 коррелируют с прогнозом декабря 2023 года. Объемы рынка медленно вырастают в гривне. Да, количество предоставляемых услуг увеличивается, но следует отметить, что рост объемов рынка также связан с общим повышением цен и курсов иностранных валют к гривне.
Виктория Гречок, New Business Director Pulse: малыми шагами к великой победе!
Война в Украине идет уже третий год, и находящийся подальше от линии фронта бизнес сохраняет активность, ведь смог адаптироваться. Однако, на сегодняшний день ситуация в отрасли остается сложной. Ключевыми факторами негатива есть проблемы с энергетикой и отключением света, а также дефицит кадров на рынке. Это оказывает влияние как на процесс реализации утвержденных проектов, так и на планирование новых.
Из-за частых обстрелов сложно адаптироваться к проведению оффлайн ивентов, к которым стали все больше проявлять интерес клиенты. Проблемы с мобилизацией усложняют реализацию всеукраинских проектов из-за опасений персонала выезжать в регионы. До сих пор актуально краткосрочное планирование на ближайшие 1-3 месяца. Но вместе с тем очень радует и внушает значительный рост объема рынка маркетинговых сервисов по сравнению с 2022 годом. Поэтому мы с большим вдохновением продолжаем делать то, что умеем, ищем новые возможности и верим в победу.
Роман Некрасов, CEO AMS BRIK: сплоченные, упорные, сильные.
Подводя итог полугодию, важно заметить положительную динамику роста текущих рекламных бюджетов, также наблюдается более масштабное планирование второго полугодия. Изменяется вес по каналам коммуникации, подходы и даже стиль, у рекламодателей есть четкое понимание необходимости более активного и глубокого взаимодействия с ЦА.
Трудно делать какие-либо прогнозы и предположения, время покажет и даст Бог мы увидим рост отрасли в будущем. Единственное, что можно уверенно утверждать, учитывая вызовы настоящего, мы еще никогда не были такими сплоченными, настойчивыми и сильными!