MarTech-агентство newage. подготовило ежегодное исследование интернет-трендов Украины. Специалисты рассказали, сколько времени люди проводят онлайн, какие сайты просматривают, какие приложения используют и какой контент потребляют. Отдельное внимание было уделено тому, как на digital-привычки украинцев повлияло российское нашествие.
Агентство исследует украинский digital каждый год, начиная с 2017. В этом году к стандартным вопросам о привычках украинцев добавилось и исследование того, как повлияло на виртуальный мир украинцев полномасштабное вторжение России.
Первое, что исследовали в newage. – это общая аудитория интернет-пользователей в Украине. Чтобы высчитать их количество, агентство обработало информацию о количестве покинувших Украину людей, а также высчитали количество людей, оказавшихся в оккупации. Агрегировав все данные, мы можем зафиксировать, что на май-июнь в Украине на неоккупированной территории находится ~22,1 млн. граждан.
«Поскольку дальше мы будем говорить об интернет-трендах, следует зафиксировать, что ~19 млн из них являются платежеспособной аудиторией, пользующейся интернетом. При этом у нас есть успешные кейсы, когда украинцы за три дня собрали на четыре Байрактара и теперь шутят, что будут скидываться Притуле на покупку Беларуси — поэтому аудитория остается платежеспособной. Мы призываем вас возобновлять или начинать бизнес в Украине, делать то, что вы умеете лучше всего, и таким образом помогать и стране, и армии», — рассказал CEO агентству newage. Александр Рольский.
Значительная часть исследования посвящена потреблению контента и digital-привычкам украинцев. Так, в марте мы начали читать больше новостей, из 20 самых популярных сайтов семь – это общественно-политические СМИ, и еще два (Телеграм и Youtube) также применяют для получения новостей.
Но в апреле-мае ситуация изменилась. Напомним, в апреле враг отступил из Киевской и Сумской областей, люди начали возвращаться в свои дома или сосредоточились на выстраивании жизни в новых для себя регионах. Трафик новостных сайтов стал падать, больше внимания уделили ecommerce-сайтам. Также выросли образовательные сайты, как «На урок» и Brainly (Znanija.com).
Поменялся и метод выхода в веб. В январе 2022 г. 68% украинского трафика приходились на мобайл и 28% – на десктоп, а уже в марте с компьютеров заходили в онлайн только 13%, а доля мобильного трафика выросла до 83% (остальные — планшеты).
Следовательно, следует рассмотреть также приложения, которыми пользовались украинцы с начала вторжения. VpnDialogs, Google Pay, YT Music и TikTok. Выбыли из списка самых популярных Shazam, AliExpress, My Vodafone и Rozetka.
Также newage. собрали данные о самых популярных запросах украинцев в Google и Youtube с начала вторжения. Так, в марте топ-темой была Чернобаевка, в апреле крейсер «москва» интересовал больше людей, чем Пасха, а Евровидение стало самым хайповым событием мая.
Если же говорить о глобальных трендах, имеющихся в украинском digital до февраля, то уровень интернет-покрытия у нас на уровне других стран Восточной Европы – 86% (в прошлом году было 82%)
При этом более трети людей не смотрят видео в интернете. Среди наших сограждан, пользующихся интернетом, 71% потребляет видеоконтент онлайн, в то время как в среднем в мире этот показатель достигает 83%. Однако за последний год значительно выросли расходы на легальный видеоконтент. Среди ТОП-5 оплат в категории Кино 3 места занимают лицензионные онлайн-кинотеатры.
В общем, в исследовании много интересных цифр, с технометрической точки зрения описывающих общество. С полной презентацией можно ознакомиться на сайте агентства.
Методология исследования близка к метаанализу. Специалисты собирают данные из разрозненных источников, верифицируют их и строят на этой почве собственные выводы. Исследование базируется на собственных данных агентства, а также включает статистику от:
- Kantar Украина;
- Internet World Stats;
- Всеукраинская рекламная коалиция;
- Google Trends;
- IAB Ukraine;
- Social Media Week Kyiv;
- Statista и т.д.