Предположим, у вас есть проект, потенциально востребованный на рынке Китая, но нет уверенности, что он сработает. Что нужно сделать — провести разведку и познакомиться со спецификой реалий Поднебесной, проконсультироваться с профессионалами по продвижению на восток, например, Asia Pacific и составить собственное мнение.
Зачастую Китай сравнивают с другой планетой и говорят, что для интернет-бизнеса там все совершенно иначе и непохоже на наш мир. Здесь нужно уточнить — это не другая планета, а зазеркалье. Там есть практически все то же, что и здесь, но сильно измененное и со своей спецификой. И сразу нужно сказать, что от внешней схожести — не легче.
Мало того, что для продвижения в Китае нужно знать язык (английского недостаточно), так еще эта огромная страна живет за великим файерволом, поэтому большинство соцсетей, поисковиков и сервисов там не работают. При этом есть их аналоги, идеи которых трудолюбивые Китайцы смело позаимствовали.
Например, Google — Baidu, вместо Телеграм — WeChat, TikTok — Douyin, Renren — Facebook, Weibo — супертвиттер, QQ — Viber, Youku — Youtube.
Поражает размер интернет-пространства — это 1,3 млрд. пользователей, которые сконцентрированы в одной стране, и для непрофессионала по Китаю абсолютно непонятно что с этим всем делать, на что обратить внимание и какие каналы продвижения будут работать.
Прежде чем начинать штурм востока, нужно качественно адаптировать ресурс, контент и продукт под местную специфику и далее мы поговорим об этом подробно.
Что нужно знать перед продвижением на рынок Китая
Перевод сайта на китайский — обязательный процесс. Облегчает дело то, что существует упрощенный китайский, который всем понятен от Тибета до Монголии. Но тут нужно помнить о культурных особенностях и маркетинговых ассоциациях, которые вызывает продукт. Далеко не каждый переводчик в курсе этих моментов, поэтому рекомендуем обращаться к специалисту, который не только знает язык, но и ориентируется в культурных реалиях. Иначе наши месседжи китайскому потребителю будут напоминать китайские нашему, например: «мел, который уничтожит червей» или «шуба хороший парень».
Видеохостинг
После того, как главный ресурс и посадочные страницы будут адаптированы, можно переходить к контенту. Если у вас есть канал в Ютубе, придется копировать видеоролики в его китайское альтер эго — Youku. Также нужно помнить о переводе или субтитрах на понятном для аудитории языке.
Обратите внимание, контент, который стал вирусным в нашем сегменте сети может абсолютно не порадовать китайцев и наоборот. Культурные особенности придется учитывать.
Мессенджеры и микроблоги
Адаптировать придется и мессенджеры (если вы используете их для продвижения). WeChat отчасти напоминает Телеграм и позволяет заводить частные и коммерческие каналы. Коммерческие предоставляют владельцам больше возможностей по рекламе и аналитике, но придется отправлять сканы документов в администрацию WeChat. Также в нем есть группы по интересам, в которых можно договариваться с администраторами и давать рекламу.
WeiBo — это Twitter и Instagram из зазеркалья. Функционал дает возможность просматривать посты, ставить лайки, репостить и комментировать. Кроме того, есть инструментарий для платного продвижения фото и видео контента. Есть мнение, что WeiBo лучше справляется с прокачкой бренда и не является напрямую торговой площадкой. Обычно посетители с Вейбо переходят на целевой сайт и там совершают покупки.
Блогосфера Китая довольно развита, здесь есть все то же самое, что и в нашем сегменте, только больше. Плюс этого канала продвижения — можно публиковать контент и продвигаться совершенно недорого, особенно, если у вас есть статьи. В таком случае не составит труда перевести и перепостить.
Монстры блогосферы и новостей — Sohu и Toutiao, это ресурсы с огромным объемом трафика, инструментами продвижения и многомиллионной аудиторией.
Краудмаркетинг под китайский рынок —это отдельная тема, как и у нас, нужно стараться избегать прямой рекламы, иначе можно попасть под санкции админов форума.
Поиск
Продвижение в поиске — это Baidu, принципиально, мало чем отличается от Гугла. Система работает по ключевикам, тематикам и направлениям, есть ранжирование и SEO с местным колоритом. Есть аналог рекламного кабинета Google, тут важно помнить, что они потребуют документы на бизнес и данные владельца. Также в Китае работают свои сети онлайн продажи рекламных мест и этот вид продвижения совсем не дешев.
Baidu Zhidao и Baidu Tieba — вспомогательные сервисы поисковика (вопросник и блог), чем чаще там будет мелькать упоминание вашего бренда, тем лучше. Если есть опыт продвижения в аналогичных сервисах на нашем рынке, имеет смысл попробовать.
Блогеры
В Китае масса популярных блогеров, часть из них имеют огромную аудиторию. Продвижение через самых «толстых» китайских лидеров мнений — это дорого и далеко не всегда эффективно. Зачастую лучше найти несколько менее раскрученных и действовать через них. Обычно начинающие блогеры прилагают больше усилий и лучше продают.
Другой момент — тематика. Очень желательно, чтобы ваш товар или услуга так или иначе совпадал с направление блогера. Не логично, если девушка-модель торгует напильниками, а юноша и спортсмен — тушь для ресниц. Чем лучше совпадает тематика товара и продавца, тем выше продажи.
Маркетплейс Tmall Global
Продавать на Tmall Global — наиболее простое и эффективное решение. Это торговая площадка для не зарегистрированных в Китае компаний. По сути, это трансграничная платформа — кроссбордер и Алиэкспресс наоборот. На ней работают более 50 тыс. фирм из 78 государств мира, а покупки делают 180 миллионов человек. Важнейшая задача — предоставить на рынок Китая нужные товары. Для большинства компаний торговля на Tmall является отличным началом покорения востока, потому что платформа специально создана для этих целей. Чтобы открыть бизнес, понадобятся документы и вполне умеренная сумма для старта. Заявки магазина рассматриваются примерно 30 дней. При вдумчивом подходе и опыте, Tmall Global может стать настоящим прорывом в бизнесе.
Заключение
Подводя итоги обзора, надеюсь, что эта информация будет полезна тем, кто планирует открывать бизнес на востоке и собирает информацию. Это важнейший процесс и тут лучше действовать вдумчиво. Конечно, можно все сделать самостоятельно, но в большинстве случаев имеет смысл обратится к специалистам, которые занимаются этим вопросом. Желаем удачи и больших побед!