Ежегодно от сексуального и физического насилия в Украине страдают 1,8 миллиона человек и погибают почти 600 женщин. В мире – каждая 3 женщина претерпела его минимум один раз. Психологическое, экономическое, сексуальное, физическое. Однако только четверть пострадавших обращается за помощью. Стыд, финансовые вопросы, нехватка доверия к соответствующим учреждениям и страх мести каждый раз мешают сообщению о насилии.
Ко всеукраинской акции «16 дней против насилия» основатели Института когнитивного моделирования Виктор Березенко, Дмитрий Царенко и СЕО ИКМ Светлана Павелецкая рассказали об истории создания просветительской кампании «Мне кажется», которая стала инструментом борьбы с проблемой домашнего насилия национальных масштабов. А также поделились тем, зачем бизнесу инициировать социальные проекты в турбулентные времена.
О проекте
“За два года пандемия еще больше обострила социальные проблемы. Начиная с нехватки доверия к государственным институтам и заканчивая отсутствием привычки беспокоиться о своем ментальном здоровье. К примеру, в нашей культуре было принято терпеть, чтобы не разрушать семью. Молчать об обидах или оплеухах, потому что дети должны расти в полной семье. Не обращаться за помощью, ведь это не даст результата. Станет еще хуже. Лучше переждать и перетерпеть. Но из-за вынужденной изоляции статистика случаев домашнего насилия стремительно выросла. Мы понимали: чтобы предотвратить масштабирование проблемы и преодолеть ее, о ней нужно говорить громче”, — делится основатель Института Виктор Березенко.
Институт когнитивного моделирования вместе с «Фондом Маша» Маши Ефросининой и Обществом Красного Креста Украины объединили усилия и 2 февраля 2021 объявили о старте всеукраинской просветительской кампании по противодействию насилию «Мне кажется».
«Почему именно «Мне кажется»? Потому что часто обидчики манипулируют фразами «тебе все показалось», «я не это имел/имела в виду», «ты опять себя накрутил/накрутила». Потому что с советских времен тянется культура того, что физическое насилие в воспитании это норма. Что если мужчина работает, то вправе вести себя как пожелает. Но если тебе кажется, что по отношению к тебе оказывают физическое, сексуальное, психологическое или экомическое давление, то тебе не кажется. Апеллируя к этим стереотипам, мы и строили нашу коммуникацию», — объясняет СЕО Института Светлана Павелецкая.
Команда разработала коммуникационную стратегию преодоления проблемы домашнего насилия в Украине, разбив ее на последовательные этапы, и выделила два вектора коммуникационных активностей. Первый – направлен на то, чтобы рассказать пострадавшим, как действовать и куда обращаться за помощью. Второй — на то, чтобы проинформировать общество о видах и способах проявления насилия, а также как вести себя, когда становишься его свидетелем. Цель кампании — помочь преодолеть публичный страх открыто говорить о домашнем насилии, а также о том, что это не норма во взаимоотношениях, и стереотип «потерпевшие виноваты сами».
“В каждой цивилизованной стране люди должны осознавать, что домашнее насилие во всех его проявлениях неприемлемо. И да, это ни в коем случае не может являться методом воспитания. Наша общая задача — государства, организации, бизнес-структуры, лидеры мнений, сформировать нулевую толерантность к насилию», — отмечает основатель ИКМ Дмитрий Царенко.
«Услышьте эту тишину»
Публичный отсчет информационной компании начался на стадионе. С точки зрения психологии человек всегда лучше воспринимает то, что легко можно понять, увидеть своими глазами. Наш мозг настроен для запоминания образов, а не просто цифр. Именно поэтому мы использовали для визуального сравнения и демонстрирования масштаба проблемы крупнейшую площадку страны – Национальный спортивный комплекс Олимпийский. Чтобы вместить всех пострадавших от домашнего насилия, в Украине нужно 25 таких стадионов. Это более красноречиво, чем любые статистические данные, говорит о проблеме.
Мы проводили презентацию среди пустых трибун в сплошной тишине, где был слышен шум ветра. С помощью этого символизма мы хотели призвать людей: потерпевшие молчат, потому что им страшно, потому что им стыдно, потому что они отчаялись. Услышьте эту тишину» – этот призыв и просьба помочь потерпевшим заговорить и вырваться из замкнутого круга насилия легли в основу социального ролика с участием Маши Ефросининой.
Презентация кампании «Мне кажется» на «Олимпийском» и запуск онлайн-дневника itseems.com.ua, где потерпевшие могут анонимно высказаться и быть услышаны, стали первыми шагами проекта.
“Статистика случаев домашнего насилия потрясающая. Однако, согласитесь, вы не часто видите эти истории. Единичные случаи в СМИ — да. Эта частота не коррелируется со статистикой обращений и неофициальных случаев. Мы решили создать площадку, где люди смогут высказаться, получить поддержку и увидеть, что они не одиноки. Так появилась анонимная платформа www.itseems.com.ua. Это своеобразная стена плача, объединяющая людей общей болью», — делится Светлана Павелецкая.
Онлайн-дневник позволяет анонимно опубликовать собственную историю, выбрать категорию проявления насилия – психологическое насилие, физическое, сексуальное или экономическое. Каждая история уникальна. Без редактирования или замены фраз на более мягкие. Это подлинные истории, которые можно поддержать, но нельзя комментировать.
За десять месяцев мы собрали 450 историй от пользователей из Украины, Польши, США, России, Германии, Нидерландов и других стран. Больше публикаций в категории «Психологическое насилие».
Viber-сообщество «Stop Abuse Ukraine»
«Мне кажется» — это просветительская кампания, поэтому следующей задачей команды Института было создать удобную и доступную площадку, через которую каждый мог бы получить информацию о ситуации с насилием в Украине и мире, его разновидностях, способах проявления, а также найти телефоны горячих линий. Из опыта работы над “Коронавирусом_инфо” мы уже знали: лучше эту функцию исполнит сообщество в Viber. До сих пор этот мессенджер считается наиболее распространенным способом коммуникации 66% украинцев среди всех возрастов.
Поэтому в мае 2021 года появилось Viber-сообщество Stop Abuse Ukraine.
“Любая коммуникационная стратегия – это всегда многоуровневая история, – отмечает Виктор Березенко. — Анонимный дневник был рассчитан, прежде всего, на то, чтобы дать пострадавшим площадку без страха заговорить о своей истории. Создание сообщества Viber стало следующим шагом, чтобы комплексно проинформировать людей о проблеме и сформировать нулевую толерантность к обидчикам. Viber остается самым популярным каналом коммуникации, поэтому он является эффективным инструментом для распространения простого месседжа: насилие — это не личное дело причастных. Это проблема всего общества».
В настоящее время канал насчитывает более 8 тысяч подписчиков.
Особенности информационной кампании
В апреле 2021 года мы запустили outdoor-кампанию с призывом молчать о факте домашнего насилия. Мы разработали информационные плакаты, появившиеся на билбордах столицы и метролайтах. А по всей Украине распространялись печатные материалы с информацией, куда обращаться, если страдаете от насилия, и QR-коды, ведущие на сайт «Мне кажется» и «Расскажи мне» — платформу бесплатной психологической помощи, которую Институт когнитивного моделирования запустил весной 2020 года. Информационные плакаты можно увидеть в больницах, социальных учреждениях или прямо на улице.
Летом 2021 года на платформе «Расскажи мне» появилась отдельная страница, где каждый пострадавший может получить необходимую психологическую помощь от специалистов, прошедших дополнительные курсы на тему насилия. На ресурс можно перейти прямо с платформы «Мне кажется».
«Признаться в том, что проблема существует — это первый шаг к исцелению. И мы помогаем его сделать. Второй шаг — найти силы поделиться проблемой с другими, в идеале — с психотерапевтом. Платформа «Расскажи мне» позволяет это сделать и получить до 3 бесплатных психологических консультаций. Но по-прежнему платформа открыта для всех, кто ищет всякую психологическую поддержку. Культура ментального здоровья украинцев до сих пор требует внимания», — подчеркивает Виктор Березенко.
Сегодня на платформе работает 45 психологов, которые на волонтерской основе предоставили уже более 1500 часов бесплатных консультаций пострадавшим.
Кроме наружной социальной рекламы в виде билбордов, ситилайтов и метролайтов, вместе с научным руководителем ИКМ и куратором платформы «Мне кажется» Спартаком Субботой мы готовили серию материалов в СМИ, посвященных теме домашнего насилия, его видам, проявлениям, путем предотвращения. В настоящее время эти знания были систематизированы в книге «Прекрати это. Как распознать насилие и противодействовать ему? Она готовится к печати в декабре в издательстве Вихола. Важно системно информировать людей о проблеме. Не только во время акции «16 дней борьбы с домашним насилием» или когда случаются резонансные случаи. Мы работаем по принципу «информирование — повторение — ассоциирование». Мы будем говорить об этом так долго и так часто, пока эти нарративы не будут отчеканены в подсознании людей. Мы создаем собственную повестку дня, а не плывем по течению.
В то же время, это не означает, что мы не используем инфоповоды. Ситуативный маркетинг является эффективным инструментом, и в этой кампании мы тоже им воспользовались. К примеру, накануне громкого поединка между Александром Усиком и британцем Энтони Джошуа мы разработали серию тематических вижуалов, стилизованных под афишу поединка.
”Доказывай свою силу на ринге, а не дома”, “Хочешь показать силу? Встань в спарринг с боксером, а не с женой» — посты с такими призывами активно распространялись в социальных сетях.
“Этот бой собрал перед экранами миллионы зрителей, но также миллионы страдают от ударов домашних тиранов. Однако это не находит такой же огласки. Мы использовали это событие и попали в цель. Вижуалы повлекли за собой общественный резонанс, и мы еще раз напомнили: домашнее насилие — это не норма. То, что на ринге спорт, дома – насилие”, – делится Светлана Павелецкая.
Бизнес — это (не) только о деньгах
Институт когнитивного моделирования не в первый раз имеет дело с социальными проектами национальных масштабов. В марте 2020 года совместно с Министерством здравоохранения команда запустила самый большой в Украине механизм информирования о пандемии — национальной кампании «Коронавирус_инфо«. Она охватила 27,7 миллионов украинцев, объединила десятки общественных деятелей, социально ответственных компаний, привлекла к сотрудничеству государственные структуры и международные организации. За 3 дня сообщество Коронавирус_инфо в Viber стало самым большим, а Telegram-канал вошел в рейтинг самых достоверных каналов о COVID-19 в мире. Работа продолжается до сих пор, ведь коронавирусная болезнь не отступила.
“Уже из первого социального проекта “Коронавирус_инфо” нам удалось построить эффективную систему взаимодействия на уровне бизнес – государство – общество, чтобы преодолеть последствия пандемии. Это наш способ продемонстрировать, что в партнерстве ключ к общественным переменам. Вместе можем помочь адаптироваться к новым условиям, преодолевать стереотипы: речь идет о коронавирусе и страхе вакцинации, или о закоренелых представлениях, что насилие в семье стоит умалчивать, — рассказывает Виктор Березенко. — Так социальные истории это не о доходах. Но взамен получишь больше — доверие. Это самая ценная валюта, которую очень трудно получить, однако можно потерять за мгновение».
«Коронавирус_инфо», платформа психологической поддержки «Расскажи мне» — это социальная составляющая работы Института когнитивного моделирования, а кампания «Мне кажется» — возможность искоренить насилие в Украине.
Выводы
За 10 месяцев работы над всеукраинской просветительской кампанией по противодействию насилию «Мне кажется» Института когнитивного моделирования в сотрудничестве с «Фондом Маша» и Обществом Красного Креста Украины удалось:
- запустить платформу «Мне кажется», на которой опубликовано 450 историй пострадавших от физического, психологического, экономического и других видов насилия;
- привлечь примерно 65 тысяч посетителей сайта из Украины, Польши, США, России, Германии, Нидерландов и других стран;
- создать Viber-сообщество “Stop Abuse Ukraine” для информирования о ситуации с насилием в Украине и мире и с необходимыми контактами для помощи, которое собрало 8 тысяч пользователей из Украины, Индонезии, Индии, Сербии, России и других стран;
- запустить страницу «Мне кажется» на платформе психологической поддержки «Расскажи мне» для помощи пострадавшим от насилия;
- привлечь 45 психологов-волонтеров, которые обработали 700 заявок и предоставили более 1500 часов консультаций пострадавшим от насилия.
Сюжеты о просветительской кампании «Мне кажется» вышли на ведущих телеканалах («1+1», «Украина», «Украина 24», «Интер», «Прямой» и др.). О платформе и социальной кампании написали популярные СМИ: Украинская правда, Viva, Ivona, Marie Claire, Hochu.ua, Факты ICTV, Новое время, Обозреватель, УНИАН, сайты СТБ, Нового канала и т.д.
Даже в социальных кейсах ориентация должна идти на построение системы. Механизма, который будет действовать в долгосрочной перспективе. Который будет работать годами. Считаю, что в работе над «Мне кажется» нам удается этого придерживаться, и совсем скоро мы продемонстрируем новый этап развития кампании», — подытожил основатель ИКМ Дмитрий Царенко.
Следующими шагами кампании станут запуск видеопроекта #НеЗдається с блоггерами и инфлюэнсерами, создание психологического курса и выход книги о насилии.