Маркетинг — это бизнес-процесс создания отношений с клиентами и их удовлетворения. Ориентируясь на клиента, маркетинг является одним из главных компонентов управления бизнесом.
В коммерческой сфере деятельности удовлетворением нужд и потребностей потребителей занимается маркетинг. Он направлен на развитие ценообразования и товарной политики. В целом маркетинг изучает рынок сбыта, занимается прогнозированием потребительского спроса на товары и услуги. Всем известно о том, что на сегодняшний день потребительские рынки переполнены. Чтобы привлечь внимание покупателей, необходимо приложить максимум усилий. Множество конкурентов включаются в борьбу за право приобрести лояльность потребителей.
Основные тенденции развития маркетинга
Предпринимательский маркетинг. Известно, что огромное количество процветающих ныне компаний были основаны талантливыми и очень умными людьми. Они разными способами старались добиться благосклонности своих потенциальных покупателей.
Доктринальный маркетинг
Это универсальная форма маркетинга. Достигая определенного успеха, маленькие компании руководствуются методами доктринального маркетинга. Эти компании порой не всегда умело владеют маркетинговыми инструментами, в отличие от мега компаний, но они пытаются применять в своей практике профессиональные маркетинговые приемы.
Интрепренерский маркетинг
Руководствоваться этим видом маркетинга довольно сложно. Множество крупных компаний не поднимаются выше уровня доктринального маркетинга. Их менеджеры занимаются изучением отчетов по развитию рынка, пытаясь выстраивать взаимовыгодные отношения с дилерами. Основная цель специалистов по маркетингу заключается в выстраивании оптимальной рекламной политики. В таких компаниях почти отсутствует творческий дух первопроходцев предпринимательского маркетинга. Менеджеры этих компаний идут по проторенной дороге, а им необходимо учиться и самим искать свои способы удовлетворения нужд и потребностей клиентов.
Маркетинговые войны
В этой статье мы расскажем о маркетинговых войнах. Что вкладывают в смысл этого понятия бизнесмены? Прежде всего, сфера предпринимательства — это уже сражение, победить в котором под силу тем, кому будет подвластна правильная стратегия и тактика маркетинга. Раскрытию этой актуальной темы посвящена гениальная книга профессиональных маркетологов Эл Райса и Джека Траут «Маркетинговые войны». Авторы бестселлера утверждают, что маркетинг действует по тем же законам, которые присущи вооруженным конфликтам. Фундаментом маркетинга Джек Траут считает позицию компаний на потребительском рынке. Она собственно и определяет тип маркетинговой войны. Автор книги выделил четыре типа маркетинговых войн:
- оборонительная,
- наступательная,
- фланговая,
- партизанская.
Каждой войне соответствует своя стратегия и свои законы.
Оборонительную войну ведут лидеры потребительского рынка. Наилучшей маркетинговой стратегией является своевременная блокировка сильных шагов своих конкурентов.
В наступательной войне основная стратегия состоит в преодолении силы лидера. Нужно отыскать слабое место в позиции лидера и умело атаковать его.
Фланговая война рассчитана на мелких конкурентов. Превосходным фланговым маневром считают тот, который направлен на неоспариваемую территорию. В этой войне огромное значение приобретает тактика. Преследовать противника порой важнее, чем его атаковать.
Партизанскую войну ведут региональные компании. Необходимо найти небольшую часть рынка, которую можно защитить. Маркетологам нужно всегда помнить, что нельзя вести себя как лидер при достижении любого успеха. В любое время надо быть готовым к свертыванию своих позиций.
Главная цель маркетологов
Главная цель маркетологов — заключается в создании, сохранении и укреплении позиций компании в сознании покупателей. Степень эффективности борьбы с конкурентами оказывает огромное влияние на увеличение роста продаж. Успех будет гарантирован в том случае, если хорошо организован бизнес.
Чтобы добиться победы в маркетинговых войнах необходимо тщательнейшим образом анализировать работу конкурирующих компаний.
Еще в недалеком прошлом классическим определением маркетинга было изучение нужд и потребностей клиентов. В настоящее время такое маркетинговое правило приносит лишь незначительный эффект. Владение знаниями о потребительском спросе не очень помогает компании завладеть вниманием клиентов, так как удовлетворением потребностей покупателей уже активно занимаются десятки конкурентов. Из этого следует, что все свои силы и умение необходимо переключить на конкурентов. Маркетологи должны уметь находить уязвимые места в их работе и умело организовывать маркетинговую атаку.
Хитрая маркетинговая тактика должна ориентироваться на работу игроков потребительского рынка. В первую очередь, компаниям необходим маркетинговый план, который показывает сильные и слабые стороны конкурентов. Кроме этого, необходим план защиты от одних и нападения на других. Желательно иметь данные главных маркетологов конкурирующих фирм. Идя к победе, нужно быть готовым к преодолению любых трудностей и стараться избавиться от всяких иллюзий.
Явным заблуждением настоящего времени является то, что в маркетинговой войне смогут победить лишь лучшие товары, просто стоит их лишь предложить потенциальным клиентам. К сожалению, все обстоит намного сложнее: необходимо донести этот продукт до восприятия клиента. Победа будет достигнута в том случае, когда ваш товар займет первое место в голове потребителя. Это можно сделать путем проведения успешной рекламной компании.
Нужно признать, что маркетинговая война -это война интеллектуалов. Полем сражения является благосклонность покупателя. Опытный специалист в области маркетинга обязан знать о позициях других компаний в головах своих потенциальных клиентов.
Любой специалист по маркетингу владеет тремя видами продуктов: рекламой, продажей и зарабатыванием денежных средств. Нужно помнить о том, что невозможно одержать победу, если подражать во всем лидерам. В выигрыше будет тот, кому удастся сломать стратегию лидера, отыскав слабую сторону в его силе. Сражение выигрывают в результате проведения фланговых атак и максимальной концентрации собственных сил.
Во всех типах маркетинговых войн сначала разрабатывается тактика, а уже за ней следует стратегия, целью которой является тактический успех. Чтобы успешно выполнить эту задачу, необходимо иметь глубокие знания, которые реально смогут помочь увидеть происходящее на полях сражений.
«Нельзя подгонять обстоятельства под свой план. Нужно научиться подстраиваться под обстоятельства» — сказал Джордж Паттон, американский военный генерал времен второй мировой войны.
Хороший маркетинговый стратег должен уметь использовать рекламную продукцию в целях достижения успеха. Только от стратегии зависит выигрыш в битве за благосклонность потенциальных покупателей. Стратегия является движущей силой. Иногда расходуются существенные ресурсы, чтобы захватить ключевые точки, сдерживающие развитие стратегии. Можно даже отказаться от прибыльного продукта, если он не согласуется со стратегией.
Нельзя не упомянуть еще одну очень важную деталь в современных маркетинговых войнах. Кто чаще всего разрабатывает стратегический план? Ответ простой: стратегию обычно разрабатывает группа специалистов по маркетингу. Это зачастую является ошибкой. За разработку стратегического плана компании должен отвечать один человек, так называемый маркетинговый генерал. Он должен обладать гибкостью и умением подстроить стратегию под те или иные обстоятельства. Этому человеку необходимо иметь смелость, чтобы отстаивать свои решения и не идти на компромисс с начальниками и подчиненными. Для достижения победы маркетинговому генералу нужно серьезнейшим образом подойти к изучению основных принципов маркетинговой войны.
Выводы
История развития свободного предпринимательства наглядно демонстрирует факты огромного финансового коллапса, который пришлось ощутить на себе многим большим и малым компаниям. Этих потерь можно было бы избежать, правильно применяя принципы ведения маркетинговой войны. Грамотно выстроенная стратегия маркетинга учит не только одерживать победу, она учит умению не проигрывать. Боевое искусство маркетинговых лидеров является главным оружием в маркетинговой войне. Мы уже говорили о том, что бизнес – это маркетинговая война. Прежде чем ступить на тропу свободного предпринимательства, необходимо понимать принципы ведения маркетинговых войн. Удачи вам на этом нелегком поприще!