Ее влияние на мир стартапов и инвесторов сравнивают с влиянием Джобса на Apple. Она стоит за кулисами взлета Clubhouse. СМИ мало пишут о ней, зато много — о ее клиентах, среди которых Airbnb, Netflix, Pinterest, Facebook, Twitter.
Официально Маргит Веннмахерс — маркетолог и партнер одного из крупнейших венчурных фондов Andreessen Horowitz (или a16z). Неофициально ее называют секретным оружием компании и королевой Кремниевой долины.
Из немецкой деревни в Кремниевую долину
Маргит родилась в 1965 году в немецкой деревушке недалеко от Аахена. Ее детство прошло на свиноводческой ферме, которой владел отец. После окончания университета Веннмахерс переехала во Франкфурт и к 24 годам уже руководила маркетинговым отделом филиала американской компании Ardent Computer.
В 1991 году ее парень, который работал в той же компании программистом, переехал в Сан-Франциско и позвал ее с собой.
«Мое детство было хорошим мотиватором: мне было нечего терять», — говорит Маргит.
Поработав несколько лет в найме, в 1997 году Веннмахерс вместе с партнеркой Кэрин Маруни основала PR-агентство Outcast Communications. Название Outcast («Изгой») было выбрано не случайно: именно так ощущали себя клиенты — основатели стартапов, к которым долгое время никто не относился всерьез.
Маргит и Кэрин собирались изменить культуру технологический компаний: превратить ботанов в прогрессивных предпринимателей. И им это удалось: агентство быстро стало одним из самых влиятельных в Кремниевой долине. Среди его клиентов — десятки громких имен, в том числе Yahoo, Facebook, Amazon, Etsy, Netflix, Salesforce.
Одни из клиентов, Бен Хоровиц и Марк Андриссен, в 2010 году переманили Маргит к себе. Она стала партнеркой в венчурной компании (редкий случай для женщин в Долине) Andreessen Horowitz. Ее главными задачами были работа над имиджем инвесторов и позиционированием стартапов.
Истории для брендов и влияние на СМИ
Современного основателя стартапа обычно описывают как эксцентричного и доброжелательного гика с блестящей эрудицией. За формированием этого образа стоят годы работы Маргит Веннмахерс.
Десять лет назад технарей из Кремниевой долины мало заботило, как их воспринимают окружающие.
«Многие из них думают, что маркетинг — это грязное слово, — поясняла Маргит. — Они говорят что-то вроде: «Код работает, мне не нужен для этого красивый заголовок». Но когда они выходят на IPO и банкир спрашивает их историю, обычно они понимают, что это может сработать».
В течение многих лет Веннмахерс продвигала новый образ Кремниевой долины как группу умных и креативных парней, которые предвидят будущее и раздвигают границы возможного. Она придумывала истории брендов, делая их привлекательными для журналистов и инвесторов. Она помогала обучать свежеиспеченных генеральных директоров всему: от того, как одеваться, до того, как справляться с кризисами в коммуникации.
«Она невероятно разносторонний консультант, — рассказывает один из клиентов Веннмахерс Хосейн Рахман. — Она поможет вам объяснить, чем вы занимаетесь, даже самому себе».
Многие вопросы Маргит предпочитает решать в неформальной обстановке, например, на званых обедах. Она любит готовить и приглашать в своей дом в Сан-Франциско репортеров, инвесторов и предпринимателей. Иногда Веннмахерс зовет в ресторан журналистов, чье мнение нужно «скорректировать». И ей это неплохо удается.
В 2012 году она готовила к продаже стартап Nicira, когда технический репортер New York Times Квентин Харди высказал сомнения насчет перспективности компании. После обеда с Маргит он выпустил статью под названием «Стартап Nicira планирует разрушить сетевых гигантов». В результате компанию, которую изначально оценивали в 500 миллионов долларов, купили за 1,26 миллиарда.
Веннмахерс знает, как рассказать миру о революционных технологиях, как написать запоминающуюся историю и как сработать на опережение плохих новостей еще до того, как они попадут в СМИ. Из-за нее Кремниевая долина выглядит совсем иначе, чем десять лет назад.
«Стив Джобс» в мире венчурных фондов
Маргит изменила мир не только стартапов, но и венчурных фондов. В начале 2000-х ситуацию на этом рынке рынке определяли два фактора.
С одной стороны, венчурные компании были такими же закрытыми, как и стартапы, в которые они инвестировали. Все вопросы решались за кулисами, а с прессой не было никакого контакта.
С другой стороны, у инвесторов назрел конфликт с новым поколением предпринимателей. Молодежь не устраивала старая модель отношений: когда бизнес масштабировался, основателей меняли на «взрослых» профессиональных менеджеров.
В этой ситуации навыки пиара Маргит Веннмахерс были как нельзя кстати. Она позиционировала фонд a16z как открытый и дружелюбный к прессе и стартапам. Ее мастерство проявилось во время одной из первых инвестиций — в Skype.
Андриссен и Хоровиц тогда не были сильными инвесторами, вложив всего всего 50 миллионов долларов из 1,9 миллиарда общей суммы. Через полтора года Microsoft купила Skype, и Маргит сумела извлечь выгоду из информационного повода.
Веннмахерс знала, что Microsoft выпустит пресс-релиз о сделке до открытия рынков на восточном побережье, и новость тут же подхватят журналисты. Они с Андриссеном приехали в офис к 5 утра и сами позвонили ключевым репортерам, чтобы сообщить новость и предложить экспертные комментарии. Тактика окупилась: имя Андриссена появилось в ведущих СМИ, включая New York Times.
Благодаря репутации, сформированной Маргит Веннмахерс, a16z превратился в один из топовых венчурных фондов. В числе компаний, в которые он вложил миллиарды долларов, — Facebook, Groupon, Twitter, Pinterest, Instagram, Zynga, Airbnb.
Бен Хоровиц сравнивает влияние Маргит на компанию с влиянием Стива Джобса на Apple. И когда другие венчурные фонды, глядя на успех, тоже начали нанимать маркетологов, в Andreessen Horowitz посмеивались:
«Она не специалист по маркетингу, она Маргит. Люди упускают из виду то, что ее точнее описать как предпринимателя и генерального директора, чем маркетолога».
Clubhouse и новая медиаимперия
«Мы часто шутим, что мы медиакомпания, которая монетизируется за счет венчурного капитала», — говорит Андриссен.
Эта шутка все больше становится похожа на правду, а Маргит постепенно превращается из специалиста по связям с общественностью в медиамагната.
Сегодня бизнесу больше не нужны журналисты. Andreessen Horowitz продвигает свои идеи при помощи блогов, подкастов, YouTube, социальных сетей. А в начале 2021-го в фонде заявили: они собираются представить новую цифровую медиасобственность, чтобы публиковать статьи партнеров и сторонние мнения. Сейчас компания нанимает большую редакционную команду, которая будет рассказывать о бизнесе и технологиях.
Частью новой стратегии стал резкий взлет Clubhouse, в который активно инвестирует Andreessen Horowitz. А продвижение стартапа — пример умелой работы Маргит.
В мае 2020-го, спустя два месяца после запуска Clubhouse, венчурные компании конкурировали за возможность в него инвестировать. В Andreessen Horowitz предложили не просто более высокую цену, чем соперники (12 миллионов долларов), но и поддержку в пиаре. И тут же подтвердили обещание: в одной из комнат Clubhouse появился актер Кевин Харт.
Самое интересное началось в январе 2021 года, когда Andreessen Horowitz инвестировала в Clubhouse около 100 миллионов долларов.
Примерно в это же время в комнатах соцсети стали появляться знаменитости — Илон Маск и Марк Цукерберг. Оба — (не)случайно — на Good Time Show, в число гостей которого часто входит руководство Andreessen Horowitz. А один из ведущих шоу, Шрирам Кришнан, недавно стал партнером в этой компании (факт некоторое время держали в секрете).
Выступая в прямом эфире, Маск пригласил присоединиться к разговору генерального директора Robinhood Влада Тенева, чтобы тот объяснился по поводу кризиса, связанного с компанией. Один из инвесторов Robinhood — опять же Andreessen Horowitz! При этом Марк Андриссен якобы отключил от беседы журналистов.
Как сказал репортер Эрик Ньюкомер:
«Значит, нераскрытый будущий партнер a16z проводит мероприятие с партнером a16z, где портфельная компания a16z занимается кризисным пиаром, но с Илоном Маском это подается, как непринужденный разговор?»
В отличие от большинства подобных шоу, тональность Good Time Show дружелюбная: технологические предприниматели не критикуют друг друга. Это отвечает миссии, о которой заявили в Andreessen Horowitz, создавая медиасобственность: стать местом понимания и построения будущего для всех, кто занимается производством или интересуется технологиями. И формат Clubhouse отлично вписывается в стратегию по завоеванию новой ниши на медиарынке.