Компания-единорог (от англ. Unicorn company) — это термин в деловом мире, обозначающий частную стартап-компанию стоимостью более 1 миллиарда долларов. Термин был придуман в 2013 году венчурным капиталистом Эйлин Ли, которая выбрала мифическое животное, чтобы представить статистическую редкость таких успешных предприятий.
Декакорн — это слово, используемое для компаний с капиталом более 10 миллиардов долларов.
Гектокорн — используется для обозначения компаний, стоимость которых превышает 100 миллиардов долларов.
Когда мы слышим упоминание слова «единорог», то на ум приходит только сказочный конь с рогом на лбу. Возможно, кто-то представляет вкусное мороженое, это уже дело вкуса. Но для сферы бизнеса и стартапов понятие «единорог» подразумевает компании, которые быстро стали стоить свыше миллиарда долларов. Сюда можно отнести такие известные гиганты, как Google, Facebook, Xiaomi, Uber, Airbnb. Но пока что в почетном списке единорогов нет ни одной украинской компании. Почему?
Начнем с того, что на начальной стадии зарождения единорожка сложно распознать — их идеи просты, могут быть уже воплощены в жизнь. Поэтому, не редко единороги слышат в свой адрес слова «у вас ничего не получится» или «уже есть такой сервис». В свое время так было и с Google.
Но особенность единорогов в том, что они виртуозно умеют предложить то, о чем многие знают, в новой упаковке и с более удобным функционалом. Единороги — это не просто страртап, это целый общественный двигатель.
Мировой лидер по появлению единорогов — Северная Америка. На второй строчке – Азия, а третью позицию занимает Европа. Украина — пока проигрывает: в нашей стране не родилось ни одного единорога. Даже несмотря на то, что мы занимаем первое место в Европе по количеству IT-специалистов — ведь у нас их более 100 тыс., а экспорт программного обеспечения принес Украине $2,5 млрд. долларов в 2015 году.
- Первой причиной такой скучной ситуации на нашем рынке можно смело отметить тот факт, что мы слишком маленькие. Для того, чтобы проект стал миллиардником нужен большой рынок. Сначала он становится становится известным на локальном рынке, а в скором времени и на международном. В Украине локальный рынок слишком маленький, чтобы дать мощный толчок для будущих единорогов. Но, наши единороги могут ориентироваться на несколько рынков сразу, здесь главное разобраться с их особенностями, ведь на них влияют и законодательная база, и даже география.
- Второй причиной назовем так называемый Outsourcing. Хотя в Украине и много IT-специалистов, они не гарантируют нам рождение единорога внутри страны. Тут уж проблема в том, что наши специалисты предпочитают помогать кому-то что-то разрабатывать, а не генерируют свои собственные идеи.
- Третья причина — умеем создавать технологию и только учимся создавать продукт и строить бизнес. Для западных компаний украинские разработчики стали уже практически эталоном соотношения цены и качества. В итоге — мы имеем большое количество хорошо подкованных специалистов, которые создают сложнейшие технологии, но только учатся делать самостоятельный продукт «с нуля» — от стратегии развития бизнеса и маркетингового плана, до наращивания продаж и работы с целевой аудиторией.
Таким образом, основная проблема лишь в том, что украинским специалистам проще работать на кого-то, чем создавать что-то свое. Но это вовсе не значит, что мы не умеем этого делать. Наши стартапы хотя и не стали единорогами, но известны по всему миру, а наши специалисты ценятся на рынке. Со временем и среди наших рынковых простор появится единорог.
Update
По данным CB Insights, по состоянию на октябрь 2020 года насчитывается более 450 единорогов. Самыми крупными единорогами были ByteDance, DiDi, Stripe, SpaceX, Palantir Technologies и Airbnb. Lyft — последняя компания Decacorn, которая 29 марта 2019 года превратилась в публичную компанию.
До этого мировая статистика за 5 лет выглядела так:
- 2015 — 106 «единорогов»
- 2016 — 87 «единорогов»
- 2017 — 102 «единорога»
- 2018 — 158 «единорогов»
- 2019 — 142 «единорога»
В 2019 стартапами с наибольшей оценкой стали:
- Uber Advanced Technologies Group — $7,3 млрд
- JD Health — $7 млрд
- Databricks — $6,2 млрд
- CloudKitchens — $5 млрд
- Rivian — $5 млрд
Секторами, в которые больше всего инвестируют, стали: финансовые услуги, коммерция, данные и аналитика, транспорт, SaaS и здравоохранение.
Также в 2019 году украинский стартап Grammarly привлек $90 млн, его общая оценка превысила $1 млрд. Общий объем инвестиций в Grammarly достиг $200 млн.